Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Корнелис Трост жил в XVIII веке, и его творчество является продолжением традиции Золотого века голландской живописи, пришедшейся на XVII век. Художник был знаменит при жизни, написал много картин, но потом был немного отодвинут в тень своих великих предшественников. Его отцом был ювелир, мастер по золотым изделиям, так что художественные наклонности Корнелиса развивались и поощрялись с детства.
При этом мальчик испытывал тягу к лицедейству, мечтал стать актером. Отучившись в актерской школе, он поступил на сцену Амстердамского театра.
Тут он не только играл в спектаклях, но и писал декорации, и в конечном итоге талант художника переборол в нем склонность к актерскому ремеслу. Трост ушел из театра и занялся живописью, но в его творчестве влияние театра ощутимо весьма. Вот и его картина "Математики и уходящая хозяйка: спор между докторами Расболлиусом и Уриналом" сильно напоминает театральную сцену. Находясь в гостях, два ученых мужа вдруг заспорили об астрономических расчетах и, забыв обо всем, использовали подручные средства для доказательств своей точки зрения.
Другие гости с добродушным любопытством наблюдают за ними, а хозяйка дома покидает комнату, предоставив ученым биться дальше без нее.
Надо сказать, что этот же сюжет был отражен и в другой картине Троста, названной "Спор астрономов". Но это, скорее, эскиз, один из вариантов, на основе которого была создана "Математики и уходящая хозяйка". Это видно по тому, что картина явно не завершена, детали не проработаны и только обозначены. Кроме того, тут отсутствует важный персонаж окончательной картины — уходящая хозяйка. И вообще атмосфера всей сцены менее добродушная и юмористическая, образы ученых не так театрализованы. Например, они оба без головного убора, в то время, как на основной картине один из них в высокой шляпе.
Мне нравятся оба варианта картины, несмотря на то, что один из них не завершен.
Трост учился живописи у Арнольда Боонена, который был портретистом, так что понятно, что свою карьеру художника он начал тоже как портретист. В частности, тут можно видеть портрет господ инспекторов Медицинской коллегии Амстердама. Они группируются вокруг стола с таким видом, что ясно — эти люди прекрасно осознают свою значимость.
Делая портреты, Трост не прерывал связь с театром, своей первой и непроходящей любовью. Он написал портреты, кажется, всех известных актеров того времени, притом запечатлел их в различных ролях. Трост писал сцены из спектаклей, изображая в них реальных актеров. Вот и спор математиков — театральный эпизод, однако написанный так, как будто он происходит в реальности. Но согласитесь, что театральность в картине все же ощущается, и весьма существенно.
Кстати, Трост был женат также на актрисе — Мари ван дер Дайн, их дети потом тоже были связаны с искусством, в том числе дочь Сара стала художницей, а сын — коллекционером искусства.
#искусство #культура #история
Читайте еще на моем канале:
Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан
Три женщины, каждая по-своему, любили философа Гегеля
В блоге мужа:
Почему святого Христофора изображали с собачьей головой? Лично видел такое на стене греческой церкви