Найти тему

Тайны московских "бетонок".

Многие автомобилисты знают, что трассы А-107 и А-108 неофициально называются соответственно, малая (А-107) и большая (А-108) бетонки. Но не догадываются, откуда эти названия и почему именно так.

Попробую рассказать.

Для начала ознакомимся с характеристиками дорог.

А-107 - Московское малое кольцо.

Автомобильная дорога федерального значения А107 (Московское малое кольцо, неофициальные названия: «Малая бетонка», «Первая бетонка», «Пятидесятикилометровка» — по приблизительному расстоянию от нулевого километра в центре Москвы) — кольцевое шоссе в Московской области, проходящее через города Ногинск, Электросталь, Бронницы, территорию Домодедова, Селятина, Звенигорода, Черноголовки, Софрино. Часть дороги проходит также по территории Новой Москвы (Троицкий округ).

Протяжённость 347 км.

C 1 января 2018 года нулевой километр трассы отсчитывается от трассы М-10 «Россия» в районе деревни Радумля Солнечногорского района Московской области.

Кольцо размыкается на участках между деревнями Большие Вязёмы и Малые Вязёмы (участок кольцевого движения проходит по Можайскому шоссе), Дурыкино и Радумля (по Ленинградскому шоссе), Ермолино и Морозки (по Дмитровскому шоссе).

Дорога 2-й категории— с интенсивностью движения 13 000—17 000 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 120 км/ч, усовершенствованным капитальным покрытием, числом полос движения — две.

В 2016 году началось строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), большая часть которой пройдёт в 400—800 метрах от Московского малого кольца, а западная часть будет представлять собой реконструированный 76-километровый участок Малой бетонки.

А-108 - Московское больше кольцо

-2

Автомобильная дорога федерального значения А108 (Московское большое кольцо, сокращённо МБК, неофициально Большое бетонное кольцо или «Большая бетонка») — кольцевая автомобильная дорога Московской области.

Общая протяжённость трассы составляет 547 км.

C 1 января 2018 года нулевой километр трассы отсчитывается от трассы М-10 «Россия» в районе пересечения Первомайской улицы с Литейной в городе Клин.

Проходит в Московской, Калужской и Владимирской областях, через города: Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Куровское, Воскресенск, Балабаново, Рузу, Клин, Дмитров. Трасса образует большой транспортный круг, в центре которого находится Москва.

Трасса имеет особое региональное и местное значение, является важной транзитной дорогой, позволяющей обойти перегруженный московский узел.

"Золотое кольцо" ПВО

С характеристиками ознакомились, теперь собственно перейдем к вопросу, почему они бетонки.

Дело в том, что эти дороги в 1950-х годах строились как дороги сугубо стратегического назначения для обеспечения нужд обороны страны.

В 1955 году на вооружение была принята система ПВО С-25.

-3

56 стартовых позиций ракет были равномерно рассредоточены вокруг двух кольцевых дорог, позволявших оперативно и быстро доставлять ракеты с баз хранения до стартовых позиций.

Именно поэтому С-25 назвали "Золотое кольцо" ПВО.

-4

Особенности устройства бетонки.

Существует распространенное мнение, что бетонка строились именно из привычных нам бетонных плит, которые, якобы стелили друг на друга в несколько слоев, чтобы полотно выдерживало передвижные комплексы.

И это справедливо для комплексов С-300, которые зачастую размещали на старых позициях С-25.

-5

В 50-х же эти дороги строили не из плит, а из бетона. Бетон заливался по технологическим захваткам, каждая из которых была протяженностью 200—300 метров.

Если внимательно присмотреться к дорожному полотну «колец», то можно заметить, что изначально «бетонка» была шириной в полторы стандартные полосы – так как дороги строились только для обслуживания полков и доставки ракет, этого было достаточно. И только позже, когда по «кольцам» было разрешено движение обычного автотранспорта, дороги расширили, но часто можно видеть продольную трещину в асфальте – стык старого полотна и добавленного.

-6

Также можно заметить поперечные термошвы, которые до сих пор видны из-под асфальта, особенно в холодную погоду. Термошвы делали при строительстве между участками бетонного покрытия, чтобы при летом при нагреве или зимой при охлаждении бетон не лопался. Термошвы заполняли гудроном.

Ширина проезжей части была от 4 до 5 метров, толщина бетона не более 25 сантиметров, а кое-где и всего 15 сантиметров, способных выдерживать вес многотонных ракетных тягачей.

-7

На склонах бетонное покрытие было укреплено предварительно уложенной стальной арматурой. Использованная арматура отличалась от современной – она гладкая, без насечек. По другим сведениям, арматура применялась при строительстве всех дорог на объектах. Общая длина дорог стартового дивизиона составляла больше 20 километров. Как правило, дороги там так и остались бетонными, не покрытыми асфальтом, и термошвы, через которые уже пробивается трава, хорошо видны. Именно поэтому дороги 25-й Системы и называют «бетонками».

-8

Дорожное покрытие из железобетонных плит стали применять гораздо позже. На объектах 25-й Системы плиты появились уже в 80-е годы – при переходе на С-300.

Проложенные в малонаселённой местности, особенно дальняя А-108, «кольца» прямые, с широкими перекрёстками, и кажутся бесконечными. В северном Подмосковье, в районе Клино-Дмитровской гряды, «бетонка» местами то взбирается на крутые холмы, то спускается в глубокие впадины.

Строили срочно, поэтому дороги получились непрофилированные – срывать возвышенности и делать отсыпку в низменностях было некогда. Зато уделили внимание маскировке – вдоль дорог высажены лесополосы, когда-то скрывавшие секретный транспорт и объекты от посторонних глаз, а сейчас спасающие зимой от снежных заносов.

-9

Зэки в помощь обороне страны.

Известно, что строительством объектов С-25, как дорог, так и капитальных строений, занимались структуры ГУЛАГа, то есть, заключенные.

Привлекать для подобных масштабных работ заключенных было в те годы нормальной практикой. Один из примеров подобных масштабных строек - это Канал имени Москвы.

-10

Например, строительством объектов в Дмитровском районе занималась организация «почтовый ящик №29».

Новая дорога для быстроты строительства строилась из бетона. Бетонно-растворный узел, изготовлявший бетон для строительства дороги, находился в районе станции Каналстрой, за перекрёстком, где Дмитровское шоссе поворачивает на Дубну, справа от дороги, если ехать из Дмитрова. Сейчас на этом месте находится пассажирская автоколонна 1784, ещё её называли ПАХ – пассажирское автохозяйство. Слева от дороги находилась жилая зона – бараки для заключённых исправительно-трудового лагеря №29, работавших на бетонном заводе и на строительстве дороги на Загорск. А на месте площадки перед нынешним 2-м спецбатальоном ГАИ находились два барака, в которых жила охрана лагеря.

Официально эта организация называлась ДСР-7 п/я 29 МВД СССР. ДСР расшифровывается как «дорожно-строительный район».

-11

До 1990 года Московское малое кольцо, как и Московское большое кольцо, не было обозначено на картах и в дорожных атласах, правда, ещё в 1956 году был выпущен Главным управлением геодезии и картографии путеводитель с картой «Подмосковье» тиражом сто тысяч экземпляров с обозначенной Большой бетонкой и отдельными участками Малой.

Конечно же, в крайних случаях гражданские машины могли въехать на «бетонку» - например, если до деревни другой дороги не было. Но для этого требовался специальный пропуск, который проверял часовой у шлагбаума, перекрывавшего проезд.

-12

Информация об удобных дорогах со временем распространилась среди местного населения, и оба кольца стали дорогами общего пользования сначала де-факто, а в конце 1980-х годов и де-юре. Постепенно бетонные плиты покрыли асфальтом, однако в народном сознании кольца так и остались «бетонками».

В 1980-х годах С-25 была снята с вооружения и заменена на систему С-300.

Необходимость в секретности дорог отпала.

И как следствие, в 1988 году была выпущена первая карта, а в 1991 году и первый атлас автодорог Московской области, где Московские кольца были уже отмечены.

Время идет, но сами "бетонки" по-прежнему скрывают в своих лесах еще много тайн.

-13
-14
-15
-16

#история #подмосковье #дороги #c-25 #военные объекты

Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.