Приветствую!
Не так давно в одной из своих заметок я рассказывал про две кольцевые автодороги в Подмосковье - А-107 и А-108.
Эти дороги были построены для обслуживания стартовых позиций системы ПВО Москвы С-25 "Беркут".
Об этой системе я сегодня и хочу немного рассказать.
12 августа 1950 года приказом Министерства вооружения СССР № 427 на базе СБ-1 начало формироваться закрытое КБ-1, ставшее головным разработчиком системы.
Руководителем КБ-1 назначен заместитель министра вооружения К.М. Герасимов (с апреля 1951 г. А.С. Елян), главными конструкторами — С.Л. Берия и П.Н. Куксенко, заместителем главного конструктора — А. А. Расплетин.
Именно благодаря сочетанию фамилий главных конструкторов (БЕРия и КУксенко) и появилось название БЕРКУТ.
Строительство системы противовоздушной обороны С-25 (Беркут) было начато в январе 1953 года в Московской и соседних областях, и завершено к 1958 году.
Военные части, оснащённые комплексами С-25, представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава.
Основным видом маскировки было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали установки и сооружения от посторонних глаз.
Объекты были размещены на двух бетонных автомобильных дорогах, опоясывающих Москву. Дороги достаточно долгое время имели бетонное покрытие (железобетонные плиты, дорожные плиты), затем, в конце восьмидесятых, были немного расширены и заасфальтированы поверх бетона. Сейчас кольцевые дороги используются как обычные федеральные автодороги: А-107 и А-108.
Позже зоны ответственности всех полков С-25 были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов.
Каждые 14 полков образовывали корпус.
Была создана 1-я Краснознамённая армия ПВО особого назначения по охране города-героя Москвы (в составе четырех корпусов), которая несла постоянное боевое дежурство.
Всего стартовых комплексов было построено 56, из них 22 на внутреннем (малом) кольце и 34 на внешнем (большом).
Система С-25 являлась первым принятым в ВС СССР на вооружение образцом зенитного управляемого ракетного оружия (диапазон высот цели — 3-25 км).
Впервые ракеты комплекса (В-300) были открыто показаны на военном параде 7 ноября 1960 года.
В 1980-х годах завершилось перевооружение 1-й армии на С-300 и 3-координатные радиолокационные комплексы нового поколения.
К 1990 году большинство частей С-25 были расформированы.
В настоящее время на некоторых из бывших боевых позиций располагаются военные объекты другого назначения (в частности, развёрнуты комплексы С-300 и С-400), часть используется как дачные участки, иные представляют собой заброшенные территории.
Для своего времени система С-25 была технически совершенна. Это был первый многоканальный зенитный ракетный комплекс, способный решать задачи одновременного отслеживания и поражения значительного количества целей и организации взаимодействия между отдельными батареями. Впервые в составе комплекса были применены многоканальные РЛС. Ни один другой зенитный ракетный комплекс вплоть до конца 1960-х не обладал такими возможностями.
Однако система С-25 имела и ряд недостатков. Ключевым из них была крайне высокая стоимость и сложность системы.
Развёртывание и обслуживание комплексов С-25 было экономически оправдано только для прикрытия наиболее важных, ключевых объектов: в итоге, комплексы удалось развернуть только вокруг Москвы (планы развёртывания модифицированной версии комплекса вокруг Ленинграда были отменены), а вся остальная территория СССР не имела зенитного ракетного прикрытия вплоть до 1960-х годов.
Ещё одним недостатком С-25 была его стационарность: комплекс был полностью немобилен и не мог быть передислоцирован. Таким образом, сам по себе комплекс был уязвим для возможного ядерного нападения противника.
Главным недостатком системы С-25 было то, что заложенные в ней изначально требования защиты от массированного налёта с применением сотен бомбардировщиков устарели к моменту принятия на вооружение.
В результате СССР отказался от дальнейшего развёртывания системы С-25 в пользу более простых, но и более дешёвых и более мобильных ЗРК С-75.
В следующих частях расскажу более подробно о каждом элементе Системы.
#история #ПВО #СССР #C-25 #беркут
Понравился материал? Ставь лайк! Не забывай также подписаться на канал, чтобы быть в курсе последних обновлений.