Найти в Дзене
Подвал Истории

Олимпия Манчини, графиня де Суассон – первая любовь Людовика XIV

Родившаяся 11 июля 1638 года как Олимпия и третий ребенок Лоренцо Манчини и Джеронимы Мазарини, сестры кардинала де Мазарини, Олимпия стала называть себя на французский манер Олимпой, когда в 1647 году она приехала во Францию вместе со своей сестрой Лаурой, братом Полем и кузиной Анной-Марией Мартиноцци. Это были самые видные члены семьи Мазарини во Франции, и они быстро прославились, получив полу-шутливое полу-презрительное прозвище – мазаринетки.

Портрет Олимпии Манчини, графини де Суассон (1638-1708), племянницы кардинала Мазарини. Мастерская Якоба Фердинанда Воэта  (1639–1700). Из коллекции Эреди Паскуале Станислао Манчини, Рим. Италия. Из открытых источников
Портрет Олимпии Манчини, графини де Суассон (1638-1708), племянницы кардинала Мазарини. Мастерская Якоба Фердинанда Воэта (1639–1700). Из коллекции Эреди Паскуале Станислао Манчини, Рим. Италия. Из открытых источников

Итальянец и пройдоха, кардинал Мазарини хотел, чтобы его племянницы удачно вышли замуж во Франции, предпочтительнее за принцев или герцогов, а его племянники сдружились с молодым королем Франции Людовиком XIV. Эти мазаринетки на французской земле выросли вместе с молодым Людовиком XIV и его братом Филиппом, с согласия и участия самой Анны Австрийской, которая испытывала нежные чувства к первому министру короля.

Однако их первое пребывание во Франции длилось недолго. Олимпия, как говорят, «худенькая, с вытянутым лицом, смуглой кожей и большим ртом», была вынуждена последовать за своим дядей в изгнание во время Фронды вместе с остальными мазаринетками. Они вернулись в 1652 году, и Мазарини продолжил свою миссию с целью немедленно выдать девушек замуж.

Кардинал Мазарини, портрет работы Пьера Миньяра 1658-1660 гг. Фрагмент.  Из открытых источников
Кардинал Мазарини, портрет работы Пьера Миньяра 1658-1660 гг. Фрагмент. Из открытых источников

Первой счастливой невестой стала Лаура, к тому времени также называющая себя на французский манер Лёр. Ее выдали за Луи де Бурбона, немногим позже она обвенчалась с Вандомом. Мазарини крайне доволен был этой партией, впрочем, некоторым она виделась немного скандальной. Девицы Манчини, конечно, в Италии были знатными дворянками, но считались не совсем подходящими в качестве невест для французских принцев.

Пока кардинал занимался тем, чтобы устроить брак следующей племянницы, Олимпия наслаждалась танцами в роли богини музыки рядом с Людовиком XIV. Ему было восемнадцать, а ей шестнадцать.
Олимпия не была, как считалось, истинной красавицей при своем чересчур высоком росте. Ее волосы и глаза темные, в то время как светлые волосы и голубые глаза были в моде, но она была довольно живой и весьма очаровательной, чтобы пробудить определенный интерес у Людовика, и таким образом она стала первой Манчини, которая разделила с ним постель.

Портрет Людовика XIV. 1661 г. Шарль Лебрен. Из открытых источников
Портрет Людовика XIV. 1661 г. Шарль Лебрен. Из открытых источников

Двор узнал об этом в 1654 году, когда король стал провозглашать ее королевой всех пышных празднеств при Дворе. Она знала, как удивить, развлечь его, и оба разделяли страсть к танцам. Взамен она получила медальон в форме солнца и постоянное внимание короля.

Одна из фрейлин королевы, мадам де Мотвиль, резонно замечала в разговоре с придворными: «...можно подумать, что все балы, танцы и фейерверки во дворце устраиваются исключительно для этой итальянки».

Очередь Олимпии выйти замуж настала в 1657 году, избранным женихом был Эжен-Морис де Савойя, граф де Суассон. Внук Карла Эммануила I, герцога Савойского и Каталины Микаэлы Австрийской, дочери Филиппа II Испанского и Елизаветы Французской, которая была дочерью короля Генриха II и Екатерины Медичи.

Эжен-Морис, граф де Суассон. Портрет работы Пьера Миньяра. Из открытых источников
Эжен-Морис, граф де Суассон. Портрет работы Пьера Миньяра. Из открытых источников

Брак состоялся 24 февраля, и Олимпия таким образом стала графиней де Суассон, при дворе обычно называемая Госпожа Графиня. Она поселилась в парижском дворце Суассон, недалеко от Лувра, и стала устраивать пышные балы для развлечения короля... Но увы, его интерес медленно угасал, и свое внимание он постепенно перенес от Олимпии к ее младшей сестре Марии. Тем не менее всякий раз, когда он уставал от этой невинной красоты, он возвращался в постель Олимпии.

Все изменилось, когда Олимпия родила своего первенца и из-за этого была вынуждена оставаться вдали от Двора. За первым последовало еще семеро детей, один из которых стал кошмаром Людовика XIV — принц Евгений Савойский.

Пока Олимпия отсутствовала, Людовик и Мария стали неразлучны, как когда-то были они с Олимпией... и не только в постели.
Чтобы исправить это, предприимчивая Олимпия добилась назначения на должность суперинтенданта Двора Королевы и это ставило ее выше всех других дам при Дворе, кроме принцесс дю Сан. Вскоре Олимпия прославилась как любительница интриг, участвовавшая во многих из них.

Портрет Мари Манчини, племянницы Мазарини в 1665 г. Автор портрета  Якоб Фердинанд Воет  (1639–1700). Из открытых источников
Портрет Мари Манчини, племянницы Мазарини в 1665 г. Автор портрета Якоб Фердинанд Воет (1639–1700). Из открытых источников

После того как ее сестру Марию выдали замуж, она добилась расположения Генриетты Английской, жены брата Людовика Филиппа. Обе женщины стремились вернуться в постель короля и, пытаясь сделать это, направили его в объятия другой молодой придворной дамы, Луизы де Ла Валльер, но интрига на этот раз пошла совсем не так, как им хотелось...
Когда они обе заметили, что король заинтересовался Луизой де Ла Валльер, они придумали еще одну интригу — подкинуть молодой королеве письмо, чтобы она узнала о романе своего супруга. И в этот раз все получилось не так, как планировалось. Об этой истории вы можете прочитать
здесь.

Союз Олимпы и Генриетты распался после того, как выяснилось, что последняя была причастна к краху графа де Варда, возлюбленного ее сестры Марии Манчини.

Эжен-Морис Савойский умер в 1673 году в возрасте всего тридцати восьми лет, а молодая вдова Олимпия оказалась в центре большого скандала всего несколько лет спустя. Ее муж умер в Унне, в Вестфалии, из-за лихорадки, но пошли слухи, что его отравила... Олимпия. Об этих слухах вспомнили в 1679 году, когда суд обвинил Олимпию именно в этом во время попытки отравления бедняжки Ла Валльер.

В то время рассматривалось «Дело о ядах», и ее также обвинили в том, что она высказывала угрозы в адрес короля, вспомнив ей слова: «Вернись ко мне, Луи, или будешь жалеть». Что имела в виду брошенная фаворитка, предстояло выяснить. В то же время сестру Олимпии Марию-Анну также обвинили в желании отравить мужа. Правда это или нет, но во время суда король дал Олимпе выбор — потерять все или уехать из Франции. Олимпия сразу же покинула французскую землю. Это был не последний раз, когда её имя упоминалось вместе со словом «яд».

 Портрет Марии Луизы Орлеанской (1662-1689). Приписывается Луи Фердинанду Эль Старшему  (1612–1689). Версаль, Париж, Франция. Из открытых источников
Портрет Марии Луизы Орлеанской (1662-1689). Приписывается Луи Фердинанду Эль Старшему (1612–1689). Версаль, Париж, Франция. Из открытых источников

Всего несколько лет спустя Олимпия, по слухам, отравила испанскую королеву Марию-Луизу Орлеанскую, старшую дочь брата Людовика Филиппа и Генриетты Английской, после чего та внезапно умерла от сильной боли в животе.

Олимпе приказали покинуть и Мадрид. Вдова объехала всю Европу, прежде чем остановилась в Брюсселе. Все последующие годы она заявляла, что невиновна и умерла там же, почти сразу после своего 70-летия, в начале октября 1708 года.

#история #короли #короли франции #интересные факты

Спасибо, что дочитали до конца. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (кнопка -палец вверх- – и я буду знать, что вам понравилось), заранее благодарен за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: