Примечательный факт. Источник сомнений также не вызывает, хотя критики найдутся и на этот эпизод, нисколько в этом не сомневаюсь. Люди, привыкшие к совершенно другим меркам, в таком приеме руководителя видят позитив только для себя, любимых. А вот Сталин так заинтересовывать сотрудников, которым хотел поручить что-то архиважное, не мог. Спрашивается - почему.
Как показывает изучение мемуарных источников, очень даже мог и еще как пользовался. В качестве примера приведу воспоминания Главного маршала авиации А.Е. Голованова. Со Сталиным он общался много. Сам - личность известная. Для сталинофобов - фигура крайне неприятная, но это понятно, так и должно быть.
Откуда эпизод
Эпизод найден в воспоминаниях Главного маршала авиации А.Е. Голованова, которые вошли в книгу Ф. Чуева "Несписочный маршал". После изучения комментов понял, что краткую справку о Голованове дать надо, поскольку интерес к теме стала проявлять молодежная аудитория. Многих и о многом из советской истории эта категория читателей не знает и это не их вина - таковы обстоятельства и особенности информационного поля, в котором они живут. Ворчанием по этому поводу ничего не исправить. Лучше просто восполнять пробелы и помнить - "капля камень точит" и "дорогу осилит идущий".
Голованов Александр Евгеньевич.
С февраля 1941 - командир дальнебомбардировочного авиационного полка. В августе того же года его назначают на должность командира авиационной дивизии дальнего действия, которые осуществили бомбардировку Берлина. С февраля 1942 - командующий авиацией дальнего действия. В 1944 - команующий 18-й воздушной армией. В 1944 - присвоено звание Главного маршала авиации. С апреля 1946 года - командующим авиацией дальнего действия. После окончания Академии Генштаба в 1950-м возвращается в дальнюю авиацию на должность главкома. В сентябре 1953 -го уходит в запас по состоянию здоровья. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова I степени, орденом Красной Звезды и другими наградами. Главный маршал авиации ушел из жизни в 1975 году.
Это если вкратце. Личных заслуг у Голованова хватит на сотню рядовых. Для интересующихся историей Голованов интересен прежде всего своим мемуарным наследием или, если хотите, мемуарной документалистикой, в которой наиболее ценное - это эпизоды его личного общения со Сталиным.
Предложение
На совещании с участием Сталина рассматривался вопрос об одном красноярском заводе, который в последнее время не справлялся со своими заданиями, заметно отставал. Возникли претензии к руководству, стали подбирать замену прежнему директору. Нарком предложил своего заместителя. Дальше цитирую источник, чтобы показать, насколько лаконичными и содержательными были диалоги в кабинете Сталина.
"— А сколько он получает? — спросил Сталин.
— Семь тысяч рублей
— А директор завода?
— Три тысячи рублей
— А он согласен туда поехать?
— Он коммунист, товарищ Сталин
— Мы все не эсеры,— ответил Сталин.
Вызвали этого товарища.
— Есть мнение,— сказал Сталин,— назначить вас директором завода. Вы согласны?
— Если надо, поеду.
Сталин спросил у него о семье, детях.
— Давайте сделаем так: мы сохраним здесь для семьи вашу зарплату, а вы там, как директор, будете получать свои три тысячи. Согласны?"
Человек согласился. Еще бы не согласиться - вместо семи тысяч - сразу 10. И все же надо понимать, что это была компенсация за разлуку с семьей. В диалоге Сталина сразу обозначил, что семья остается в Москве. Это было необходимо, чтобы человек не отвлекался на домашние дела, а семейно-бытовые проблемы не выносили мозг в ситуации, когда была важна максимальная концентрация и отсутствие подобного рода раздражителей.
Хороший стимул
Второй эпизод подобного рода, но уже из жизни летчиков-испытателей.
Сталин встретился с ними, зашел разговор о том, сколько времени потребуется "для испытания одного весьма актуального самолета." На вопрос Сталина о сроках, был ответ - три месяца. Дальше снова процитирую, потому, что диалог такая же иллюстрация конструктивного подхода к теме и стиля общения.
"Сталин:
— А за месяц нельзя испытать?
— Никак, товарищ Сталин.
— Сколько получит летчик за испытания?
— Двадцать тысяч рублей.
— А если заплатить сто тысяч, за месяц испытаете?
— Еще бы! Конечно испытаем!
— Будем платить сто тысяч, — сказал Сталин."
И платили.
Попробовали бы не заплатить.
От автора.
Все, что хотел, сказал во вступительном слове в начале публикации. В заключение хотел бы настоятельно рекомендовать ознакомиться и с другой частью книги, откуда взят эпизод. Также обратите внимание на канал, где отрывок из книги размещен. Там много еще чего интересного.
https://www.liveinternet.ru/users/2858488/post126462840
Другие публикации:
Сталину принесли анонимку: "Товарищ Сталин, ваше содержание дорого обходится государству!"
В 1971 году американец написал Солженицыну открытое письмо: "Не ту страну заклеймили, коллега!"