В 1856 году молодой Павел Третьяков приобретает две картины: "Стычка с финляндским контрабандистами" В.Г. Худякова и "Искушение" Н.Г. Шильдера.
Почему именно эти полотна?
Дело в том, что "академическая" живопись в России отставала от европейской приблизительно лет на сто.
Молодые живописцы жадно перенимали зарубежный опыт, привнося что-то своё.
Но большинство картин копировали сюжеты предшественников: античные герои в доспехах или согретые южным солнцем пейзажи Италии.
Естественно картина показывающая простых людей, соотечественников, в привычной одежде вызвала больший интерес.
Наблюдение за чужой жизнью, пусть и придуманной, всегда интересовало публику.
А "Стычка", да ещё и сражение, противостояние; выражаясь киношным языком - чумовой боевик.
Критики сразу укажут на парящих лошадей, а также, на античные позы и жесты персонажей.
Но ситуация, тогдашней публике, была знакома; лица, одежда - "я вчера этого типа видел" - была похожей на правду.
Объём контрабанды, в те времена, был катастрофических размеров - через таможню проходило от пяти до десяти процентов товаров, остальное поставлялось шайками перевозчиков.
Вероятно поэтому бывший крепостной сенатора Поливанова, Василий Худяков взял этот сюжет.
Он не любил вспоминать о крепости, но был благодарен своему бывшему хозяину за всё: за возможность учиться сперва в Строгановском училище техническому рисованию, затем в училище живописи и ваяния и, в заключении, как подарок на двадцатилетие - "вольная".
Ведь крепостной не имел права получать медали за свои работы в Академии.
Не мог стать "свободным художником", не говоря уже о преподавании.
Возвращаясь к "Стычке", по признанию современников "с картины веяло свежестью".
Будучи хорошим портретистом Василий Григорьевич ярко и точно показывает решимость обеих сторон.
Государев порядок наводится жёсткой и решительной рукой героев. Враги государства, воры подрывающие устои - терпят поражение и спасаются бегством.
Пейзажная часть полотна ещё по
"академически" приукрашена, но низкие облака на предрассветном небе и ветви деревьев гнущиеся под сильным ветром пронизаны холодом.
Выдающееся полотно переходного времени.
Скоро в Академии произойдёт бунт четырнадцати, начнётся эпоха "передвижников" и отечественная живопись начнет догонять европейскую.
Павел Михайлович Третьяков был потомственным купцом - любое успешное предприятие это искусство, а потому и его собрание картин до сегодняшнего дня пользуется успехом.