Найти в Дзене

Воскресный вернисаж. С неё началась коллекция.

В 1856 году молодой Павел Третьяков приобретает две картины: "Стычка с финляндским контрабандистами" В.Г. Худякова и "Искушение" Н.Г. Шильдера.

Почему именно эти полотна?  

Дело в том, что "академическая" живопись в России отставала от европейской приблизительно лет на сто. 

Молодые живописцы жадно перенимали зарубежный опыт, привнося что-то своё. 

Но большинство картин копировали сюжеты предшественников: античные герои в доспехах или согретые южным солнцем пейзажи Италии.

Естественно картина показывающая простых людей, соотечественников, в привычной одежде вызвала больший интерес.

Наблюдение за чужой жизнью, пусть и придуманной, всегда интересовало публику.

А "Стычка", да ещё и сражение, противостояние; выражаясь киношным языком - чумовой боевик.

Критики сразу укажут на парящих лошадей, а также, на античные позы и жесты персонажей.

Но ситуация, тогдашней публике, была знакома; лица, одежда - "я вчера этого типа видел" - была похожей на правду.

Объём контрабанды, в те времена, был катастрофических размеров - через таможню проходило от пяти до десяти процентов товаров, остальное поставлялось шайками перевозчиков.

Вероятно поэтому бывший крепостной сенатора Поливанова, Василий Худяков взял этот сюжет.

Он не любил вспоминать о крепости, но был благодарен своему бывшему хозяину за всё: за возможность учиться сперва в Строгановском училище техническому рисованию, затем в училище живописи и ваяния и, в заключении, как подарок на двадцатилетие - "вольная".

Ведь крепостной не имел права получать медали за свои работы в Академии.

Не мог стать "свободным художником", не говоря уже о преподавании.

Возвращаясь к "Стычке", по признанию современников "с картины веяло свежестью".

Будучи хорошим портретистом Василий Григорьевич ярко и точно показывает решимость обеих сторон. 

Государев порядок наводится жёсткой и решительной рукой героев. Враги государства, воры подрывающие устои - терпят поражение и спасаются бегством.

Пейзажная часть полотна ещё по

"академически" приукрашена, но низкие облака на предрассветном небе и ветви деревьев гнущиеся под сильным ветром пронизаны холодом.

Выдающееся полотно переходного времени. 

Скоро в Академии произойдёт бунт четырнадцати, начнётся эпоха "передвижников" и отечественная живопись начнет догонять европейскую.

Павел Михайлович Третьяков был потомственным купцом - любое успешное предприятие это искусство, а потому и его собрание картин до сегодняшнего дня пользуется успехом.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников