Около года назад почти каждое моё утро начиналось с дипломатических переговоров.
Трёхлетняя дочь: Я хочу эти носки!
Я: Нет, моё солнышко, эти не получится, они разные.
ТД: Но так же красиво!
Я: Вообще-то нет, красиво – это когда на обеих ножках одинаковые носки.
Стоп. А почему собственно? Что такого страшного произойдёт, если я позволю ребёнку надеть разные носки на правую и левую ногу? Я скажу что. Произойдёт то, что в садике это увидят, и в глазах общественности я буду нерадивой матерью, которой наплевать на основы гигиены… или эстетики… или аккуратности… В общем, мать-ехидна, которая вопиюще не заботится о собственном ребёнке.
На самом деле я конечно разрешала малышке надевать то сочетание носков, которого требовало её эстетическое чутьё. Но знали б вы, какой моральной смелости мне это стоило. И честно говоря, порой я уступала конформизму и таки переубеждала дочь. Откуда такие страсти вокруг одного из самых непримечательных и казалось бы незаметных деталей одежды? Почему вдруг требования к тому, как их носить, оказались строже, чем к почти всем остальным деталям одежды? Юбки или там штаны можно носить разных расцветок, форм, стилей. Носки – только чёрные под деловой костюм и белые под спортивную одежду. Разноцветные – исключительно молодёжное, но и там довольно строгие требования например к их высоте. На джинсах могут быть дырки, а попробуйте показаться кому-то в носке с дыркой на большом пальце… Попытки убедить, что это стиль такой, будут выглядеть, мягко говоря, жалко. И это я ещё не упоминаю об идеологических войнах на тему «носки под сандалии – колхоз или следование славным традициям римских легионеров».
Здесь не будет исторического экскурса на тему, почему так случилось, что неприметная деталь одежды собрала вокруг себя массу требований, потому что нигде и ни в каких кодексах ничего подобного исторически не фиксировалось. Базовые правила ношения носков нигде специально вроде бы не оговариваются, но при этом их нарушение решительно вычёркивает человека из списка приличных людей. Ну или вызывает сильный когнитивный диссонанс по крайней мере. Достаточно вспомнить случай с президентом Всемирного банка Полом Вулфовицем, когда ему пришлось в Турции снять обувь перед входом в мечеть. Повторю: президент Всемирного банка. Самый главный финансист мира. Когда он снял обувь (наверное он очень не хотел этого делать), под ней оказались два носка с убедительными дырками на больших пальцах. Упс. До сих пор этот случай приводят в интернете как пример самого большого конфуза. А я думаю, что этот момент характеризует отношение Пола к материальным благам больше, чем что-либо другое.
Так мы приходим к тому, что тема носков в образе человека оказывается гораздо более важной, чем в этом принято признаваться. Все перечисленные грехи – надевать разные носки, не того цвета, не под ту обувь или вообще с дырками – воспринимаются остро и, парадоксальным образом, начинают характеризовать не просто особенности стиля или вкуса, а самого человека, его личность. Так происходит из-за того, что этот тип одежды занимает промежуточное положение между интимным бельём и внешней одеждой. В отличие от первого, он может быть показан и это будет абсолютно приличным со стороны даже самых строгих поборников морали. В отличие от второй – носки всё равно прячутся под одеждой и как правило не несут в себе функции создания внешнего образа. А если несут, то начинают ассоциироваться с тем самым нижним бельём, которое в нейтральной ситуации напоказ выставлять не принято. Достаточно вспомнить, например, чулки. Да-да, те самые, со стрелочкой и кружевами. Или милые носочки милых японочек. Да даже обычные мужские носки с шортами и под сандалии воспринимаются ровно на том же ментальном уровне, что и ситцевые семейные трусы.
Такое двусмысленное положение носков приводит к неосознаваемой напряженности в их восприятии. С одной стороны эта напряженность выражается в табуировании тех или иных форм их ношения и строгих правилах, о которых обычно не говорят, но которые все знают. Выражается в том, насколько важно соблюдать эти правила человеку, которых хочет органично вписаться в общество. Именно поэтому идея маленькой дочери надеть разные носочки вызвала у меня не вполне логичное (ведь чисто технически в этом нет ничего плохого), но сильное сопротивление. А с другой стороны – носки стали ещё одной из форм протеста против устоявшихся норм, утверждения собственной индивидуальности в противовес безликим правилам. И посмотрите-ка, всё чаще нам начинают попадаться на фотографиях крупные бизнесмены в строгих черных костюмах… из-под которых порой выглядывают пёстрые носки совершенно отвязных кислотных расцветок и с несерьёзными мультяшными рисунками. Так маленькая, не очень заметная и почти не упоминаемая нигде деталь одежды внезапно оказывается выразительным средством демонстрации того, как человек относится к жизни и к своему месту в обществе.
Автор - Виолетта Хайдарова