В популярных репортажах с «копа» авторы любят демонстрировать в кадре свои находки. Среди них можно увидеть медно-литые образки, иконки, складни. Однако сохранность предметов, поднятых из земли, как правило, оставляет желать лучшего.
Недавно довелось побывать на выставке медно-литой пластики в Ярославском художественном музее. Интересно было посмотреть, как выглядят литые миниатюры, происходящие из солидной частной коллекции.
Основу экспозиции составляли 62 произведения, поступившие из собрания крупного коллекционера Виктора Владимировича Ашика (1905-1985). Он был профессором Ленинградского кораблестроительного института, главным инженером Центрального конструкторского бюро №17 (ЦКБ-17), занимавшегося проектированием советских авианесущих кораблей.
Одновременно В.В. Ашик зарекомендовал себя авторитетным экспертом в области искусства. К нему обращались за консультациями искусствоведы Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств.
На протяжении всей жизни В.В. Ашик пополнял коллекцию, в собирании которой участвовали три поколения его семьи.
По мнению специалистов, в его собрании содержится ряд редчайших работ московских, «гуслицких» и уральских мастеров.
Особую ценность представляют уникальные памятники Русского Севера: из мастерских Выговского монастыря и старообрядческих скитов Поморья.
Напомню, что Выг – река в Олонецкой губернии (ныне Карелия). В XVII веке там, в отдаленных Заонежских землях (между Архангельском и Петрозаводском), зародился яркий очаг русского литейного искусства.
Поморские произведения стали эталоном для мастеров московской старообрядческой Преображенской заставы.
Затем литейный промысел нашел распространение в подмосковных Гуслицах.
Предметы медной пластики вплоть до начала XXвека производились многочисленными артелями на территории Богородицкого уезда (ныне Ногинский, Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы). Литейные мастерские действовали во Владимирской и Нижегородской губерниях.
На выставке также были представлены предметы, бытовавшие ранее в старообрядческих общинах Романова-Борисоглебска и ярославского Андронова скита. Они переданы в дар музею искусствоведом Татьяной Евгеньевной Казакевич (1935-2014)
Чем запомнилась выставка? Медно-оловянные образки оставляли впечатление вещей драгоценных, гротескно-выразительных, монументальных. В витринах рельефные миниатюры полыхали всеми цветами золота, будто литейный жар в них еще не остыл.
Все экспонаты прошли реставрацию, и были впервые показаны широкой общественности.
Представленная на стендах информация рассказывала о секретах поморских мастеров. Так, глина, отобранная для литейных форм, тщательно просеивалась и замачивалась непременно в «добром на вкус» квасе. Затем пульпа подсушивалась до состояния, пока на ней четко не отображались мелкие линии прижатой ладони.
Оригинальная матрица перед снятием отпечатка посыпалась спорами лесного гриба «пыхвы» (род дождевика). Делалось это для предотвращения залипания. Медный сплав с добавлением олова перед заливкой раскалялся до появления «зеленого дыма».
Окалина и печной нагар удалялись с готовой отливки попеременным отмачиванием в ягодном соке и «зело крепком зелье» - хлебной водке. Затем изделие шлифовалось древесной стружкой, холстиной, полировалось кожей.
Удивила «населенность» небольших по размеру произведений. На 4-х створчатых складнях изображено, пожалуй, не менее двухсот персонажей – как на многоярусных соборных иконостасах.