Найти тему

Меднолитая пластика XVII – начала XX вв. Посмотрел, как выглядят предметы не с «копа», а из элитной коллекции

В популярных репортажах с «копа» авторы любят демонстрировать в кадре свои находки. Среди них можно увидеть медно-литые образки, иконки, складни. Однако сохранность предметов, поднятых из земли, как правило, оставляет желать лучшего.

Недавно довелось побывать на выставке медно-литой пластики в Ярославском художественном музее. Интересно было посмотреть, как выглядят литые миниатюры, происходящие из солидной частной коллекции.

Выставочный зал в Митрополичьих палатах
Выставочный зал в Митрополичьих палатах

Основу экспозиции составляли 62 произведения, поступившие из собрания крупного коллекционера Виктора Владимировича Ашика (1905-1985). Он был профессором Ленинградского кораблестроительного института, главным инженером Центрального конструкторского бюро №17 (ЦКБ-17), занимавшегося проектированием советских авианесущих кораблей.

Виктор Владимирович Ашик (1905-1985) https://worldofwarships.ru/ru/news/event/shipbuilder_day/
Виктор Владимирович Ашик (1905-1985) https://worldofwarships.ru/ru/news/event/shipbuilder_day/

Одновременно В.В. Ашик зарекомендовал себя авторитетным экспертом в области искусства. К нему обращались за консультациями искусствоведы Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств.

Две створки складня «Богоматерь Казанская. Избранные праздники», XIX в. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Две створки складня «Богоматерь Казанская. Избранные праздники», XIX в. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Иоанн Богослов в молчании», XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Иоанн Богослов в молчании», XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Чудо Георгия о змие», XVII век. Икона «Чудо Георгия о змие», XIX в., Владимирская губерния. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Чудо Георгия о змие», XVII век. Икона «Чудо Георгия о змие», XIX в., Владимирская губерния. Поступление из коллекции В.В. Ашика

На протяжении всей жизни В.В. Ашик пополнял коллекцию, в собирании которой участвовали три поколения его семьи.

По мнению специалистов, в его собрании содержится ряд редчайших работ московских, «гуслицких» и уральских мастеров.

Икона «Чудо Георгия о змие», XVII век. Икона «Никола Можайский», XVII век. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Чудо Георгия о змие», XVII век. Икона «Никола Можайский», XVII век. Поступление из коллекции В.В. Ашика

Особую ценность представляют уникальные памятники Русского Севера: из мастерских Выговского монастыря и старообрядческих скитов Поморья.

Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Поморье
Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Поморье
Створка складня с изображением Иоанна Предтечи, XIX в. Поморье
Створка складня с изображением Иоанна Предтечи, XIX в. Поморье

Напомню, что Выг – река в Олонецкой губернии (ныне Карелия). В XVII веке там, в отдаленных Заонежских землях (между Архангельском и Петрозаводском), зародился яркий очаг русского литейного искусства.

Складень трехстворчатый «Деисус», конец XVIII в., Выг (Поморье)
Складень трехстворчатый «Деисус», конец XVIII в., Выг (Поморье)
Икона «Богоматерь Страстная», конец XVIII в., Поморье
Икона «Богоматерь Страстная», конец XVIII в., Поморье
Складень трехстворчатый «Деисус», XIX в., Поморье
Складень трехстворчатый «Деисус», XIX в., Поморье

Поморские произведения стали эталоном для мастеров московской старообрядческой Преображенской заставы.

Створки складня «Иоанн Богослов в молчании. Избранные праздники». XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Створки складня «Иоанн Богослов в молчании. Избранные праздники». XVIII в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Воскресение с сошествием во ад», XIX в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика
Икона «Воскресение с сошествием во ад», XIX в., Москва. Поступление из коллекции В.В. Ашика

Затем литейный промысел нашел распространение в подмосковных Гуслицах.

Икона «Богородица Всем Скорбящим Радость», XVIII в., Гуслицы Московской губернии
Икона «Богородица Всем Скорбящим Радость», XVIII в., Гуслицы Московской губернии

Предметы медной пластики вплоть до начала XXвека производились многочисленными артелями на территории Богородицкого уезда (ныне Ногинский, Павлово-Посадский и Орехово-Зуевский районы). Литейные мастерские действовали во Владимирской и Нижегородской губерниях.

Икона «Святые князья Борис и Глеб», XIX в., Владимирская губерния
Икона «Святые князья Борис и Глеб», XIX в., Владимирская губерния

На выставке также были представлены предметы, бытовавшие ранее в старообрядческих общинах Романова-Борисоглебска и ярославского Андронова скита. Они переданы в дар музею искусствоведом Татьяной Евгеньевной Казакевич (1935-2014)

Большое Патриаршие Распятие, XIX в., Гуслицы, Московская губерния. Происходит из Романово-Борисоглебска
Большое Патриаршие Распятие, XIX в., Гуслицы, Московская губерния. Происходит из Романово-Борисоглебска

Чем запомнилась выставка? Медно-оловянные образки оставляли впечатление вещей драгоценных, гротескно-выразительных, монументальных. В витринах рельефные миниатюры полыхали всеми цветами золота, будто литейный жар в них еще не остыл.

Крест киотный «Распятие с предстоящими, праздниками и избранными святыми», XIX в.
Крест киотный «Распятие с предстоящими, праздниками и избранными святыми», XIX в.
Крест аналойный «Распятие», конец XIX – начало XX вв.   Крест аналойный «Распятие» (оборот), XIX в.
Крест аналойный «Распятие», конец XIX – начало XX вв. Крест аналойный «Распятие» (оборот), XIX в.

Все экспонаты прошли реставрацию, и были впервые показаны широкой общественности.

Крест напрестольный, XIX в.
Крест напрестольный, XIX в.

Представленная на стендах информация рассказывала о секретах поморских мастеров. Так, глина, отобранная для литейных форм, тщательно просеивалась и замачивалась непременно в «добром на вкус» квасе. Затем пульпа подсушивалась до состояния, пока на ней четко не отображались мелкие линии прижатой ладони.

Крест киотный «Распятие с предстоящими», XIX в.
Крест киотный «Распятие с предстоящими», XIX в.
Икона «Спас Благое Молчание», вторая половина XIX в., Урал
Икона «Спас Благое Молчание», вторая половина XIX в., Урал

Оригинальная матрица перед снятием отпечатка посыпалась спорами лесного гриба «пыхвы» (род дождевика). Делалось это для предотвращения залипания. Медный сплав с добавлением олова перед заливкой раскалялся до появления «зеленого дыма».

Икона «Николай Чудотворец», XIX в., Москва
Икона «Николай Чудотворец», XIX в., Москва
Икона «Священномученик Антипий», XIX в.
Икона «Священномученик Антипий», XIX в.

Окалина и печной нагар удалялись с готовой отливки попеременным отмачиванием в ягодном соке и «зело крепком зелье» - хлебной водке. Затем изделие шлифовалось древесной стружкой, холстиной, полировалось кожей.

Икона «Нил Столбенский, мученики Флор и Лавр, Модест и Власий», XIX в., Москва
Икона «Нил Столбенский, мученики Флор и Лавр, Модест и Власий», XIX в., Москва
Икона «Воскресение с сошествием во ад с праздниками и избранными святыми», XIX в., Москва
Икона «Воскресение с сошествием во ад с праздниками и избранными святыми», XIX в., Москва

Удивила «населенность» небольших по размеру произведений. На 4-х створчатых складнях изображено, пожалуй, не менее двухсот персонажей – как на многоярусных соборных иконостасах.

Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Москва
Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», начало XIX в., Москва
Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», XVIII в., Поморье
Складень 4-х створчатый «Двунадесятые праздники», XVIII в., Поморье