Найти тему
Концептуальное ничто

Защита Лужина - о шахматах без шахмат

Оглавление

Концептуальное ничто

Дисклеймер: я нестерпимо плохо играю в шахматы, а потому вода и субъектив в этой статейной партии имеют вдрызг выигранную позицию любым цветом

Я очень люблю шахматы (в особенности когда доводится за ними наблюдать, а не играть самому) и как прекрасную игру со своими неотразимыми особенностями, и как систему мышления в принципе, как в высшей степени рациональный подход к действиям, при этом не лишенный своей исключительной романтики и даже эмоциональности. Поэтому я очень давно искал произведение, которое было бы в состоянии рассказать достаточно точно и полно историю, пропитанную шахматной тематикой. Нашумевший "Ход королевы" (на который есть статья), на мой взгляд, не сильно справился с этой задачей - несмотря на то, как много там красиво снятых шахмат, они выступают простой декорацией и способом рассказать драматичную историю, не более того.

Возможно, даже скорее всего, в книге дела обстоят чуть лучше, чем в сериале, но, зная по сериалу костяк сюжета, я уже не испытывал никакого желания это проверять. И примерно в то же время я наткнулся на предзаказы нового переиздания романов Набокова от Корпуса (не теряю надежды на свои чемоданы денег за рекламу), так что "Защита Лужина" появилась у меня в корзине без промедления. Как можно понять по существованию этой статьи, я об этом не пожалел.

Сюжет

-2

Роман рассказывает, как ни странно, о гроссмейстере по фамилии Лужин и по имени [данные удалены]. Более подробно описать его весьма сложно, поскольку по времени роман охватывает лишь детство и небольшой период взрослой жизни, с перерывом в шестнадцать лет между ними. Взрослый Лужин, находящийся в некотором простое своей шахматной карьеры, готовится к важному турниру и в это время встречает девушку. Собственно говоря, это все отправные точки романа, которые возможно упростить и пересказать, дальнейшие события стоит прочесть самому.

Герои

Лужин

-3

Замкнутый и нерешительный в детстве, неуклюжий, неопрятный и невнимательный с годами, он все равно вызывает необъяснимую приязнь, сочувствие, а лично у меня даже некоторое восхищение. Мне сегодня лень думать, поэтому я просто использую слова самого Набокова из письма к матери. Лужина он называет "сложной махиной" и это действительно так, как и по сути любой герой Набокова, он выписан с психологической скрупулезной точностью, и от того, что сам он, его ум и его мысли исключительны, создание портрета такого персонажа само по себе напоминает сложную шахматную партию. Все эпизоды из детства, все его мысли, даже пропуск шестнадцати лет, все это составляет одну затейливую комбинацию и приводит к одному и тому же неизбежному концу.

Пассия Лужина

-4

Что иронично, второго по частоте появлений героя никогда не называют по имени, ни одного раза за весь роман. Она играет в нем достаточно значительную роль, и все же всегда остается безымянной, или максимум Лужиной. Так же как и сказать про нее практически нечего, она безусловно важный персонаж и именно поэтому нельзя было не уделить ей хотя бы пару строк, но никаких выделяющихся особенностей она не имеет (хотя это, пожалуй, тоже своего рода особенность).

Лужин-старший

Что общего между игрой в шахматы и изменами твоего отца? Первый раз с тетей
Что общего между игрой в шахматы и изменами твоего отца? Первый раз с тетей

Один из моих любимых второстепенных героев во всей литературе, настолько мне нравится безжалостная точность, с которой Набоков его выписал. Тщеславный литератор, промышлявший написанием подростковых повестей и пытавшийся изображать из себя понимающего отца, он закончил жизнь в нищете и эмиграции, обдумывая как бы переделать историю становления уже взрослого сына-шахматиста в очередную примитивную повесть для юношества. В романе ему уделена всего одна глава и моменты в детстве Лужина, но этого более чем достаточно, чтобы полностью раскрыть его характер и суть.

Валентинов

-6

Sugar daddy от мира искусства, когда-то в далекие годы поддерживавший Лужина, но затем потерявший интерес к тому, кто в силу возраста уже перестал считаться вундеркиндом. В романе он прямо появляется только в конце, но все произведение он будто бы маячит на фоне призрачным воспоминанием, вынесенным за скобки множителем (да-да, опять эти кринжовые метафоры, а вы думали я от них избавился?), его следы встречаются везде и в итоге возникает интуитивная уверенность в том, что встреча с ним станет одной из важнейших точек сюжета. Спойлер: именно так и происходит.

Турати

-7

Если насчет Валентинова суждения возникают постепенно и незаметно, то с Турати все гораздо более однозначно. Он, по сути, никак не раскрывается за все повествование и не делает ничего дурного, вполне возможно что он куда более приятный человек, чем наш Лужин, но от него сквозь страницы чувствуется мощнейшая угроза. Угроза победе в турнире, угроза уверенной поступи Лужина, угроза существованию его мира и уж конечно угроза его спокойствию. Он, как и Валентинов, напрямую сталкивается с главным героем всего один раз, но эта встреча за шахматной доской переворачивает абсолютно все происходящее с ног на голову.

Повествование

Лужин в глазах родителей своей невесты, узнавших что он занимается шахматами
Лужин в глазах родителей своей невесты, узнавших что он занимается шахматами

В это сложно поверить, но в романе встречается всего одно прямое описание шахматной партии. И это, пожалуй, один из любимых моих моментов во всей литературе. Я не берусь совершать преступление и пытаться расчленить его на цитаты или хоть как-то описать, насколько он хорош, это нужно просто прочесть. Но даже без партии Турати-Лужин вся книга пропитана шахматами на всех уровнях - от прямых упоминаний и сравнений до именно того эмоционального подтекста и мышления, которые я старался описать в начале.

-9

В конце тридцатых годов один американский издатель предлагал напечатать "Защиту Лужина" при условии смены деятельности главного героя с шахмат на музыку. Я думаю, не сложно представить, в каком интимном направлении его послал Набоков)) Естественно, с подобным предложением послал бы кто угодно, и тем не менее, это по-моему отличный способ понять, насколько шахматы важны в произведении - даже с самым хорошим воображением невозможно представить, как выкинуть их из романа и вставить на их место музыку (чего не скажешь о том же "Ходе королевы").

Вывод

"Защита Лужина" in a nutshell
"Защита Лужина" in a nutshell

"Из всех моих написанных по-русски книг "Защита Лужина" заключает и излучает больше всего "тепла"" - так Набоков писал в предисловии к английскому изданию романа, и лучше него я явно не скажу. Действительно, я прочел на данный момент почти все русские романы Набокова (осталось только "Приглашение на казнь" для ровного счета), и в Защите больше всего уюта, тепла и душевности. Этот роман представляет все лучшие черты Набокова, при этом исключая те, которые многим (не мне) кажутся неприятными - здесь нет до тошноты отрицательных отвратительных персонажей, здесь нет грязных и построенных на низменных страстях конфликтов, но при этом остались психологизм, красота слога, наблюдательность, пронзительная точность в раскрытии темы и прочие неисчислимые достоинства его прозы. Один из немногих романов Набокова, который я могу порекомендовать абсолютно всем ценителям литературы, без оговорок о впечатлительности, чувствительности или чем-то подобном.