Житие Василия Нового, изданное в 7420 году от сотворения мира.
Издания религиозного характера являются частыми гостями нашей мастерской. Помимо того, что некоторые книги представляют собой настоящую редкость, такие произведения несут в себе особую энергетику и часто передаются из поколения в поколение. Особенно это касается старообрядческой литературы, которая сохранила в себе древние традиции печати и на сегодня представляет большой интерес у исследователей и библиофилов.
На этот раз нам предстояла работа по реставрации именно такого издания начала XX века. Перед нами “Житие и сказание отчасти чудес преподобного Василия Нового и видение ученика его Григория” 1911/1912 года. Книга дошла до нас в характерном переплете для книг на старославянском языке: деревянные сторонки в коже с блинтовым тиснением на крышках и корешке, ромбовидный фигурный средник с растительным орнаментом и металлические застежки. Помимо этого, издание украшено цветными иллюстрациями (хромолитографиями) в традиции древнерусских миниатюр. Мы аккуратно промыли листы от грязи и пыли, поновили блинтовое тиснение на корешке и дополнили переплет изящными застежками. В результате профессиональной работы наших мастеров книга получила качественное оформление, при этом не утратив дух времени.
Интересно, что книга «Житие Василия Нового и Григориево видение» издавна входила в круг обязательного чтения всякого благочестивого христианина, напоминая о неотвратимой кончине, о Страшном Суде, на котором придется дать ответ за свою жизнь. Это один из самых популярных текстов «народного» Православия Средних веков.
«Житие» состоит из трех разных текстов, написанных учеником Василия Нового Григорием Мнихом – собственно Житие и два видения (апокрифа) на эсхатологические темы – знаменитые «Мытарства Феодоры» (ученицы Василия) и «Видение страшного Суда». Яркая, выразительная эсхатология «Жития Василия Нового» оказало огромное влияние на сознание и культуру Средневековья.
Так, вторая часть произведения оказала влияние на древнерусскую литературу и повлияла на иконографическую программу композиций в изображении Страшного суда, конкретизировала живописные детали и сцены, обозначила основные смысловые акценты.
К числу литературных текстов, на которые повлияло Житие относятся рассказ в составе «Повести временных лет» о греческом философе и о запоне, на которой было изображено «Судище Господне» (Страшный суд), большое число обращений к теме Страшного суда в церковно-учительных сборниках, проповеди Авраамия Смоленского.
Со второй половины XVII века Житие Василия Нового было по-новому осмыслено в старообрядческой среде, что обусловлено выразительной эсхатологией, содержавшейся в данном произведении и перекликавшейся со старообрядческими ожиданиями Второго Пришествия (Антихриста). От XVII–XIX веков дошло множество списков этого литературного памятника, в том числе лицевых и лубочных. Житие нередко издавалось старообрядческими типографиями, выдержав до начала XIX столетия не менее шести изданий.
Конкретно эта книга вышла в свет уже после указа «Об укреплении начал веротерпимости», который принял Николай II в 1905 году. Благодаря этому закону у старообрядцев появилась возможность выйти из подполья. Появились официальные издательства, а с ними и все возможности современной типографии, в том числе и использование хромолитографий.
После реставрации “Житие” может вернуться к своим владельцам и продолжать хранить память и культурную значимость не только одной семьи, но и целого народа.
Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook 👉 Telegram