Найти тему
Graphic novels

“The Lost Soul”: иллюстрированная история о возвращении к самому себе Ольги Токарчук — лауреата Нобелевской премии по литературе

Оглавление
Olga Tokarczuk, Joanna Concejo “The Lost Soul”. Translated by Antonia Lloyd-Jones. A Seven Stories Press Book, 2021
Olga Tokarczuk, Joanna Concejo “The Lost Soul”. Translated by Antonia Lloyd-Jones. A Seven Stories Press Book, 2021

Ольга Токарчук покорила меня «Бегунами» и «Диковинными историями». В этом году на английском у нее вышла еще одна удивительная книга — «Потерянная душа» (The Lost Soul) — небольшая зарисовка на полторы страницы, которая поражает совместной работой писателя и иллюстратора. Польское издание появилось осенью 2017-го.

Болезнь современного человека, или О чем история Ольги Токарчук

Сюжет довольно незамысловатый и знакомый многим современным людям, вечно спешащим, уставшим и забывшим о простых радостях.

-2

Мужчина по имени Джон живет в постоянной спешке. Как-то раз в одном из путешествий он просыпается ночью в отеле и не может понять, в каком он городе, — все города выглядят одинаково из окна гостиницы, почему и как здесь оказался. Но самое ужасное, что герой не может вспомнить собственное имя. И Эндрю, и Мэтью кажутся ему одинаково подходящими. Наконец он находит свой паспорт и читает там: Джон.

На следующий день мужчина идет к врачу и рассказывает свою историю. Врач ставит ему неутешительный диагноз: Джон, как и многие, потерял душу. Чтобы вернуть ее, ему нужно пожить тихой обычной жизнью. Так Джон поселяется в доме на краю города и начинает ждать…

-3

Реализм и волшебство иллюстраций Джоанны Консехо

С этого момента текст прерывается, а идея писательницы об ожидании потерянной души развивается в иллюстрациях польской художницы Джоанны Консехо (Joanna Concejo).

Дорога к дому героя приглашает читателя совершить путешествие. Мы подходим ближе, открываем дверь и оказываемся внутри, не только внутри жилища, но и внутри воспоминаний.

-4

Разворот поделен на две части: слева герой еще ребенок, а справа — взрослый мужчина, которому предстоит вспомнить все те детские эмоции, которые он забыл: впечатления от детских игр, от взгляда на море из окна поезда или на теплый свет в окнах дома в сумерках.

-5

Иллюстрации слева динамичнее, на них постоянно меняется пространство, времена года и настроение. Справа время течет медленнее. Мы видим одну и ту же комнату: стол, стул и окно, изменения совсем незначительные.

-6

Это та самая простая тихая размеренная жизнь, о которой говорил доктор, с чтением писем, заботами о кошке, чаепитиями. И однажды душа в образе ребенка наконец возвращается.

Джоанна Консехо рисует цветными карандашами, но большая часть истории детально проработана тоном, а не цветом. Как вы уже, наверное, догадались, цвет появляется в иллюстрациях, когда к герою возвращается его душа, — сначала зеленый, а потом и остальные. Джоанна Консехо выбирает приглушенные природные цвета.

-7

В одном из интервью художница рассказала, что очень любит разные виды бумаги, особенно старую бумагу, с историей. Она специально собирает и хранит ее, чтобы использовать в своих работах.

В «Потерянной душе» состаренная крафтовая бумага выглядит особенно удачно. Реалистичные зарисовки простым карандашом создают эффект старинных черно-белых фотографий, словно пересматриваешь чей-то альбом с воспоминаниями. Почти в самом конце художница даже нарисовала несколько потрепанных временем фотографий с фигурным краем, «случайно забытых в книге».

-8

Большая часть иллюстраций выполнена как будто бы на листах в клеточку, что усиливает особую доверительную интонацию. Еще из необычных приемов — вместо бумажных страниц художница дважды использует плотную кальку. Душа героя заглядывает в окно с улицы.

-9

На следующей иллюстрации, как будто бы ее глазами, сквозь кальку («стекло») мы видим героя. Просто, но до чего изящно получилось.

-10

«Потерянная душа» — история для внимательных читателей, ее красота — в деталях и связанных визуальных образах. Отправной точкой в работе над визуальным рядом стал для художницы образ детских варежек на веревочке.

В самом начале истории мальчик и девочка сидят на скамейке. У девочки на руке одна варежка, у мальчика — другая. Чтобы поделиться варежкой с кем-то, нужно разрезать веревку, но тогда варежка может потеряться. Главный герой и его душа — пара таких варежек на веревочке.

-11

В конце истории душа приносит герою варежки, они лежат на столе, а потом прячутся среди густой растительности, которая начинает заполнять все вокруг. В интерпретации художницы обычные предметы кажутся волшебными.

-12

На творчество Джоанны Консехо повлияло детство, проведенное в деревне, истории бабушки. В «Потерянной душе» особенно хорошо чувствуется, что все, о чем она рассказывает в иллюстрациях, отлично ей знакомо, дорого и глубоко прочувствованно. Благодаря этому иллюстрации Джоанны Консехо невероятно обогатили историю Ольги Токарчук визуальными образами.

Кто они — читатели “The Lost Soul”

Сложно однозначно сказать, для кого именно, кроме иллюстраторов и ценителей книжной графики, написана «Потерянная душа». Думаю, для взрослых, которые в сверхбыстром ритме городов и информационном потоке все чаще забывают, каково это — удивляться и наслаждаться простыми вещами. Книга Ольги Токарчук и Джоанны Консехо возвращает это утраченное ощущение детского восторга, хотя бы на бумаге.