Из всего нашего класса в родном городе осталось жить человек пять. Остальные (и я в том числе) рассеялись по стране и миру. И тем неожиданнее было встретиться в магазине с одноклассницей, которая уже давно не живёт в России.
Я приехала по квартирным делам, Люда – к родителям на Новый год. Обе мы никуда не торопились, и присели поболтать за чашечкой кофе (как хорошо, что есть сейчас такие мини-кофейни с ароматным кофе и пирожными).
Ни я, ни она про одноклассников ничего не знали. Поговорили про детей, работу, погоду. И разговор неминуемо бы завял, если бы не моё любопытство.
Интересно же, как там, в побеждённой некогда Германии, люди живут. Люда, этническая немка, вышла замуж за «собрата» и вместе они уехали строить счастливое немецкое будущее в небольшой городок на территории бывшей Восточной Германии.
Все мои мысли последнее время были заняты здоровенной кучей щепы, громоздящейся на участке после «берёзового побоища».
Дело в том, что на новой даче мы решили убрать часть старых берёз, аварийно нависающих над домом. Ну как часть. Всего-то штук 7, наверное. Арбористы ушли, «разделав» стволы на ровненькие чурбаки. А мы остались с грудой неосвоенных дров и несметной кучей веток, из которых можно было бы соорудить целый город для ленивых Нуф-Нуфов.
Перебрав все варианты истребления веток, мы решили вызвать дробилку. Прожорливая зверюга за полдня перемолола все деревья в труху, выплюнув кучу щепок, которая значительно меньше груды веток, но всё же.
Вот я и спросила у Люды, как там у них, в немецкой земле обстоит дело с «этим». Как совмещают немцы их хвалёный Оrdnung и первозданный природный хаос?
Оказалось, что и в садоводстве у них «Ordnung muss sein!».
У немцев, не имеющих собственных домов, живущих в квартирах, тоже, как у нас, есть небольшие садики. Но это отнюдь не дачи в нашем понимании. Немцы в эти садики приходят отдыхать и работать на земле. Но ночевать уходят домой!
В каждом садоводстве – свой устав. Но правила различаются лишь нюансами, в основной массе запретов они едины. Занимательного много. Но про садовые отходы.
Для начала надо уяснить, что у немцев совершенно другой менталитет. Тот щекотливый процесс, который у нас характеризуется словом «стучать» и всячески порицается, у немцев возведён в добродетель.
Доложить о том, что у соседа происходит «что-то не то», это нормально, это правильно, это «sehr gut». И «настучав», безмятежно и открыто смотрят в глаза соседу. Поэтому все требования соблюдаются неукоснительно.
Жечь в нашем понимании- нельзя. Можно утилизируемое дерево напилить на чурбачки (для этого немцам разрешено пользоваться цепной пилой), аккуратно сложить в поленницу и сжигать в гриле (мангалы строжайше запрещены) или камине. Но только не на мангале и, упаси боже, не на земле. Костры у немцев разрешены, но об этом ниже.
Как-то по незнанию Люда с мужем попытались сжечь в садовом камине вместе с ветками траву. Бдительные соседи, увидев нехарактерный дым, тут же вызвали пожарных. Те приехали, прочитали лекцию и выписали штраф. На первый раз – небольшой.
Да, кстати, шумным инструментом (типа садового пылесоса и шредера можно пользоваться только в специально отведённые часы. Иначе – штраф! И укоризненное порицание соседей.
То, что нельзя сжечь в камине, не должно валяться на участке в кучах! Его можно измельчить и компостировать в специальном ящике (а не так, как у нас: сбил компостник из поддонов, и хорошо).
Если хозяин не желает это делать, то отходы (не объедки, как у нас, а только садовые отходы) можно отнести на «место сбора зелёных срезов» или сдать в центр переработки (как я поняла, бесплатно).
Но самое интересное, что древесные отходы с удовольствием забирают пожарные.
В Германии есть давняя традиция пасхального огня. Костры разводят в субботу перед Пасхой на окраинах городков. На этом очищающем огне немцы (разумеется, символически) сжигают всё плохое: зло, зависть, ненависть. И древесные отходы.
И опять же, костры разводятся в строго отведённых местах и только под контролем пожарных.
Поневоле вспомнишь милейшего Полиграф Полиграфыча с его бессмертным:
«Вот всё у вас, как на параде! Салфетку – туда, галстук – сюда»
По сравнению с ними, у нас ещё не всё плохо.