Если уж быть до конца откровенным, искусство является понятием неоднозначным и крайне субъективным. Одна и та же картина может вызывать у совершенно разных людей диаметрально противоположные эмоции: кому-то она покажется прекрасной, а кто-то сочтет полотно отвратительным. С музыкой также…Мелодия способна пробудить в некоторых людях настоящее буйство эмоций и чувств, а для других станет лишь фоновым «белым шумом».
Искусство базируется исключительно на внутренних ощущениях прекрасного в конкретном человеке, а, как известно, у каждого из нас эти ощущения индивидуальны и, порой, весьма специфичны. Вероятно, именно этим объясняется огромное количество самых разнообразных музеев, художественных галерей и выставочных павильонов, в которых представлены как классические, так и современные произведения искусства.
И тут же возникает вопрос: «А как же известные на весь мир полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Клода Моне? Разве они не являются доказательством всеобщего признания?». Безусловно, но это как раз именно те приятные исключения, которые только подтверждают общее правило. Собственно, поэтому эти произведения искусства и называют мировыми шедеврами!
Сегодня искусство в принципе не претендует на какие-либо лавры: современные произведения создаются не с целью подарить приятные эмоции или отразить дух эпохи, а, скорее, выказать личное отношение к действительности, донести точку зрения или выразить протест. Причем, чем более ярким и громким он в итоге окажется, тем лучше. Поэтому в ход идут самые невероятные и, на первый взгляд, не имеющие ничего общего с прекрасным, выразительные средства.
Современное искусство достаточно концептуально: оно прямолинейно, откровенно, и порой способно шокировать неподготовленного зрителя, однако все это работает на общий замысел, общую авторскую идею. И, конечно же, наличие подобного рода произведений искусства требует соответствующих площадок, по этой причине в различных уголках земного шара начали появляться (и появляются по сей день) весьма оригинальные и необычные галереи, которые в корне меняют представления рядового обывателя о походе в музей…
Итак, один из самых оригинальных выставочных павильонов находится в немецком городке Кюриц: называется он «Музей Лжи», и полностью оправдывает свое названием.
Уже при первом взгляде на здание музея создается впечатление, что перед вами историческая постройка конца какого-то века с характерными потертостями и обветшалостями, которые придают любому зданию величественный вид. Однако это…ложь. Здание музея – новое и вполне себе современное, а потрепанный фасад, согласно замыслу основателя музея Райнхарда Цабка, должен показать людям, насколько тонкой в искусстве может быть грань между реальностью и ложью.
«Не верьте глазам своим» - гласит девиз Музея лжи, и едва ли посетителям этого странного места следует об этом забывать. Дело в том, что все экспонаты, представленные в 10 просторных комнатах музея, будь то швабра, принадлежавшая отцу Сталина, радиоприемник, уцелевший после крушения «Титаника», или отрезанное ухо Ван Гога, являются чистой воды подделками, не имеющими ничего общего с реальными историческими фактами!
Проще говоря, все музейные экспонаты – это не что иное, как абсолютно бесполезные и ненужные никому вещи, которые, благодаря находчивости и оригинальному чувству юмора Райнхарда Цабка, обрели в музее новую жизнь. Многие почитатели традиционных видов искусства называют Музей лжи помойкой, не имеющей ничего общего с настоящим музеем. Однако лично мне кажется, что это безобидная и очень тонкая ирония над пафосными картинными галереями и их постоянным контингентом.
Очень любопытный музей расположен на японском острове Хоккайдо: его основная экспозиция состоит из снежинок. Конечно же, сохранить в целостности столь хрупкие экспонаты практически невозможно, поэтому создатель музея, ученый Накая Укитиро, решил представить посетителям фотографии самых красивых и необычных снежинок.
Коллекция снимков, которую удалось собрать Накае Укитиро, не имеет аналогов в мире. К тому же, как отмечает сам ученый, возможность делать действительно качественные фотографии снежинок появилась у людей сравнительно недавно: до этого мечтать о столь детализированных снимках не могли даже сотрудники крупных научных центров.
Оригинальное содержание – далеко не все, чем может удивить Музей снежинки. Его залы расположены в снежных пещерах, в которых, вне зависимости от времени года, весьма прохладно. Перед посещением музея всем посетителям следует хорошенько утеплиться или взять дополнительную одежду с собой. Помимо выставочных залов в пещерах оборудован концертный зал, в котором регулярно проходят выступления известных артистов.
Весьма специфический музей, который вот уже на протяжении 40 лет с завидной регулярностью принимает гостей, находится в небольшом турецком городке Аваносе. В музее представлена самая большая в мире коллекция женских волос, а его основателем является местный житель Чез Галип. Что же натолкнуло его на создание подобного музея? История более чем романтическая!
В далеком 1979 году Чеза покинула возлюбленная, оставив ему на память лишь локон своих волос. Собственно, именно эти волосы стали первым экспонатом будущего музея, остальные же попали к Чезу, можно сказать, случайно. В то время турок работал в небольшой гончарной лавке и рассказывал свою грустную историю расставания всем приходящим к нему представительницам прекрасного пола. Растроганные женщины дарили Чезу свои локоны, и за 30 лет будущий основатель музея собрал более 16 000 прядей.
К слову, коллекция музея регулярно пополняется, а каждый локон сопровождается запиской с указанием имени и адреса оставившей его женщины. Каждый год Чез Галип выбирает 10 локонов и приглашает их обладательниц в гости, чтобы выказать свою признательность.
Сны тоже являются своего рода произведениями искусства, маленькими и очень личными шедеврами, созданными человеческим подсознанием в минуты покоя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у сновидений в какой-то тоже появился свой музей, и не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге!
Открытие «Музея сновидений Зигмунда Фрейда» состоялось в 1999 году, и было приурочено к 100-летию со дня выхода в свет книги Зигмунда Фрейда «Толкования снов». Музей уютно расположился в роскошном старинном особняке 19 века неподалеку от Зимнего дворца.
Экспозиция музея в основном состоит из старинных книг, фотографий и статей, которыми Зигмунд Фрейд пользовался в процессе работы над своей книгой. Один из залов музея оборудован особой системой освещения, а на стенах закреплены зеркала различных форм и размеров. В этот зал посетители могут заходить исключительно по одному, дабы в полной мере прочувствовать на себе так называемый «эффект сновидения наяву».
В музее также оборудован кинозал, в котором часто транслируют документальные фильмы на тему сна, а в лектории каждую неделю проходят различного рода культурные мероприятия. Ежегодно «Музея сновидений Зигмунда Фрейда» посещает около 10 000 человек.
А в следующем музее, я думаю, многие узнают собственные кладовки, балконы, антресоли и прочие места, куда особо запасливые из нас обычно складируют давно ставший ненужным хлам, который по каким-то причинам очень жалко выбросить.
Итак, барабанная дробь… представляю вам нью-йоркский Музей мусора, основная экспозиция которого состоит из самого разного, но, в то же время, до боли знакомого всем и каждому барахла. По сути, экспонаты музея – обыкновенные предметы быта и домашнего обихода, которые в какой-то момент превратились в мусор.
Основателем данной «галереи» является американец мистер Молина, который, как и множество других рядовых американцев, хранил в своем гараже огромное количество самых разнообразных вещей. Некоторые он находил на свалках, некоторые доставались ему от друзей и знакомых, но когда скопившая «коллекция» перестала помещаться в гараж, мистер Молина решил открыть Музей мусора. А почему бы собственно и нет?! Экспозиция переехала в масштабное двухэтажное здание, и сегодня представляет собой полноценный выставочный павильон, имеющий очень причудливый интерьер.
И, кстати, мистер Молина не только собирает на свалках интересные предметы, которые могли бы дополнить и разнообразить его коллекцию, но и по возможности ремонтирует их. Поэтому многие электрические приборы, представленные в Музее мусора, прекрасно работают.
И на десерт – музей, который определенно понравится всем любителям мистических историй и всего, что так или иначе связано с потусторонним миром.
В Риме, в церкви Дель Сакро Куоре дель Суффраджио расположен Музей усопших душ, посетить который можно лишь с благословения священника. Однако не стоит думать, что музей является чем-то запретным, и попасть в него практически невозможно. Обряд благословения – формален, и проводится исключительно ради сохранения соответствующей атмосферы.
По сути, экспозиция музея состоит из вещественных доказательств существования потустороннего мира. В музее представлены предметы одежды с отпечатками ладоней привидений, половицы со следами подошв и книги, на которых некогда проявились странные знаки и символы.
Экскурсии по музею, если их можно так назвать, проводит лично настоятель церкви. Он же рассказывает посетителям невероятные истории о призраках, которые, по его словам, очень не любят вмешательства живых в их дела, а потому посещать экспозиции музея следует с особой осторожностью.
И, кстати, в Музее усопших душ, в отличие от многих других, можно и даже нужно фотографировать, и денег за это никто с вас не возьмет, но сложность заключается в другом. До настоящего времени еще ни одному посетителю музея так и не удалось сделать хотя бы одну качественную фотографию хранящихся в музее артефактов, и дело здесь вовсе не в плохом освещении или неисправной технике. Быть может, это потусторонние силы не позволяют зафиксировать сокровища музея? Все возможно… и эта легенда лишь подогревает интерес путешественников таинственному итальянскому музею.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii