С самого начала ислам положительно относился к торговле. (Сам Мухаммад начинал свою жизнь как торговец.) Запреты на ростовщичество не уменьшили рост торговли или даже развитие сложных кредитных инструментов. Напротив, в первые века существования халифата наблюдался расцвет и того, и другого. Кредитные инструменты были настолько важны, что трейдеры, как правило, хранили свое богатство на депозите и совершали повседневные транзакции, используя чеки (sakk) вместо монет. Чеки были подписаны и переданы, а аккредитивы (suftaja) путешествовали через Индийский океан и Сахару. Эти векселя действовали независимо от государства (и сделки, заключенные с ними, выходили за рамки компетенции правительства): Они так и не стали бумажными деньгами, их нельзя было использовать для уплаты налогов, и их ценность почти полностью основывалась на доверии и репутации. Если бы с торговцем поступили несправедливо, он мог бы обратиться в исламские суды, но поручение поэту сочинять стихи, высмеивающие должника, имело бы гораздо больший эффект.
Сети доверия были в значительной степени ответственны за распространение ислама по караванным путям Центральной Азии и Сахары и через Индийский океан, который стал главным каналом мировой торговли. Ислам получил опору в торговых центрах от Адена до островов пряностей во многом потому, что исламские суды идеально подходили для обеспечения этих портов правовой инфраструктурой: средствами заключения контрактов, взыскания долгов и создания банковского сектора, способного погашать или переводить аккредитивы. Результирующий уровень доверия между торговцами в большом малайском торговом центре Малакка был легендарным. В городе были кварталы на суахили, арабские, египетские, эфиопские и армянские кварталы, а также кварталы для торговцев из регионов Индии, Китая и Юго-Восточной Азии. Тем не менее, говорили, что его торговцы избегали исполняемых контрактов, предпочитая скреплять сделки, как говорится, “рукопожатием и взглядом на небеса”.