Когда учился на проходчика, нам подробно рассказывали про виды крепи – тюбинги, арка, трапеция. И отдельно большая тема была про анкера – как правильно их подготовить, как вогнать в шпур, зафиксировать и пр. Однажды нам устроили экскурсию на завод, где показали производство этой самой крепи. Там я впервые увидел как катают на анкерах резьбу. За предыдущее время работы ГРП'шником и ГРОЗ'ом анкерную крепь в штреках видел и полагал, что резьбу на них режут токарными станками. Ан нет! Ошибался. Впрочем, не у меня одного было заблуждение.
После курсов направили меня в звено к старому проходчику. Говоря «старый» не имею в виду глубокий старец. Лет ему было под полтинник, а мне ещё до тридцатника далеко. Вот на таком контрасте и говорю – старый проходчик.
Работая в забое, быстро понял, что для крепи нужно брать не все подряд анкера, а выборочно. Поначалу как было? Пока звеньевой с другим проходчиком бурят шпур в кровле, я в это время подготавливаю анкера – на «лопатку» наколачиваю сухари. Ребята шпур отбурили, подаю им забивную трубу с подготовленным анкером внутри. Вогнали трубу в шпур, несколько раз ударили кувалдой по торчащему концу трубы, вытащили её, подёргали анкер (от него из шпура только резьба торчит) – крепко держится. Можно заводить сетку и на анкер одевать пластину и через шайбу наворачивать гайку. Вместо пластины иногда использовали баклуши, но в основном всё же были пластины (в виде металлической полосы метровой длины с отверстиями по краям).
Один анкер забили, гайкой затянули – отлично. Второй забили, затянули – прекрасно. Другой заколотили, гайку наворачивать, а она на резьбу не заходит. Звеньевой ругается, обращается ко мне:
– Дай другую гайку. Видишь, не наворачивается.
Как самый молодой в звене, я на подхвате. Подаю другую гайку. Но и та тоже не хочет наворачиваться на резьбу. Одной стороной пытается звеньевой накрутить гайку – не получается, перевернул другой стороной – результат тот же. Звеньевой матерится:
– Да на резьбе захода нет! Ты где анкер подобрал?
Показываю на пачку анкеров метрах в двадцати от забоя:
– В пачке. Анкер новый.
Звеньевой и сам видит, что анкер новый – не ржавый, резьба чистая. Постучал по нему кувалдой, окончательно забив резьбу, зато выбил анкер из шпура. Как говорится: нет худа без добра – увидел, каким образом анкер можно вытащить обратно. Если гайка наворачивается, то и резьбу можно сохранить и вторично использовать анкер, например, заколотив его в другой шпур. В нашем случае гайка на анкер не наворачивалась, его оставалось лишь выкинуть.
Подаю другой анкер с набитыми сухарями. Но прежде, чем всунуть его в трубу, звеньевой попробовал навернуть гайку. Не наворачивается. Стал смотреть все подготовленные мною анкера, в итоге половину забраковал. Ругается и на меня, и на завод:
– Резьбу-то надо заранее проверять, а потом только сухари набивать. Видать, на заводе лерка поизносилась, вот и резьба плохая.
Со знанием дела говорю звеньевому:
– Резьбу на анкерах не леркой нарезают, а станком катают.
Судя по всему, звеньевой раньше этого не знал и был немало озадачен. Покрутив в руках анкер с резьбой без захода, он сделал вывод:
– Тогда понятно, почему так много брака. Видать, практикант с ПТУ катает.
Не знаю истинную причину, но однажды действительно на анкерах была неважная резьба. Пока наберёшь их на метры по наряду, всю пачку пересмотришь. А потом и вообще выбора не осталось – вроде и анкера в забое есть, а крепить нечем. Жаловались начальнику, он плечами пожимал – что привезли на склад, то и получили. Доходило до того, что один-два анкера выгибали дугой и без сухарей и трубы заколачивали в шпур – мал-мала держится и ладно. Но это если кровля хорошо стоит, на «капели» подобной «бутафорией» не занимались.
Затем всё-таки принесли в забой лерку. Но прогнать резьбу на анкере нужно ещё умудриться – в руках его не удержишь, тисков в шахте нет. На головке конвейера запихивали «лопатку» в любую щель, лишь бы анкер при нарезании резьбы не прокручивался. Вот так и выходили из положения.
Следующие партии анкеров были уже с нормальным заходом резьбы. Видимо, у студента практика закончилась и к станку встал опытный рабочий. Хотя бывало, что попадались анкера с неважной резьбой, но они были редкостью.
P.S.
Правильное название распорных сухарей (по два штуки на один анкер) – полумуфты. Но между собой мы их называли проще – сухари.
Помимо анкеров на 20 мм довелось мне крепить и более тонкими – на 16 мм. У них немного другая конструкция сухарей, но принцип действия такой же. По нашим впечатлениям, с 20-мм анкерами работать было удобнее.