Найти в Дзене

ПСАЛОМ 63: ЗЛОЙ ЯЗЫК

ПСАЛОМ-ПЛАЧ

Пожалуй, самое доступное и наиболее сильное оружие, которое один человек может использовать против другого, это язык. Этот орган речи ничего не стоит, но человек способен так наточить его, что может мгновенно нанести им убийственную рану. Всегда готовый вступить в дело в нужный момент, язык причинил больше вреда, чем любое другое орудие мучительства из когда-либо изобретенных человеком. Псалом 63 говорит нам о злом языке и суде над ним.

Подзаголовок указывает, что эта молитва/песнь написана Давидом и адресована начальнику хора, но отсутствует какая-либо информация относительно повода и времени ее написания. Поскольку Давид мог сочинить это произведение в любой своей жизненной ситуации, то гадать о каком-то конкретном обстоятельстве бессмысленно.

Мы называем этот псалом плачем, потому что главная его тема - безжалостная и расчетливая клеветническая кампания, развязанная против автора изобретательными и умными врагами. Стих 3 называет этих врагов “коварными”. И хотя автор в отчаянном положении, он не считает его безнадежным. Он верит, что Бог укроет его от губительных стрел врагов и позаботится о том, чтобы их зло было наказано. Псалом следует типичному образцу жалобы, описания подробностей, плача и утешения.

Главный урок для читателя - это жестокость и будущее злого языка. Мы видим здесь убийственную силу злоречия. Автору знакома та боль, которую наносит клевета, но он знает также и то, что клеветники ответят Богу.

Какова же истина о коварном языке?

I. ЗЛОЙ ЯЗЫК ПРИЧИНЯЕТ БОЛЬ (ст. 2-5)

Первая истина о злом языке такова, что он наносит боль тому, на кого клевещет.

«Услышь, Боже, голос мой в молитве моей; сохрани жизнь мою от страха врага. Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой - язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него, и не боятся» (ст. 2-5).

Псалмопевец начинает молитву настоятельной просьбой о том, чтобы Бог услышал его. Он настолько устремлен, что свое обращение к Богу, обещавшему охранять Своих, начинает эмфатическим “услышь”. Слово “молитва” было бы точнее перевести словом “жалоба”, как в Современном Переводе. Смысл в том, что это размышление с жалобой, мольба войти в жалкое положение автора.

Давид молится о том, чтобы Бог сохранил, защитил его от страха перед грозными врагами. Зная, как страх может лишить человека ясного мышления и здравого суждения, он просит Бога избавить его от того ужаса, который противники вселили в его сердце.

Конкретизируя свой страх, он говорит, что клеветники окружили его со всех сторон. Он боится, что жизнь его в опасности. Враг беспощаден.

Эти клеветники занимаются своим ремеслом так же, как делали это все интриганы во все времена: тайно собираются (ст. 3), неправдой подстрекают к мятежу (ст. 4), из потаенных мест стреляют острыми, как меч, словами (ст. 5) и устраивают для непорочных ловушки (ст. 5). Их тактика - открытый мятеж, но огромная часть их работы проводится втайне. Они редко выходят на Давида в открытую. Они вредят ему, подрывают к нему доверие и уничтожают его исподтишка. За спиной очерняя его имя, они продвигаются к исполнению своих эгоистических целей. Они точно соответствуют описанию таких людей поэтом Джоном Геем:

«Как мерзок тот, кто, чтобы именитым стать,
Другого славу прежде должен растоптать».

Разрушительную способность языка автор подчеркивает, используя две метафоры: “меч” и выпущенные из лука “стрелы”. Давид испытывает на себе самое страшное злословие. На него обрушился просто шквал дьявольских стрел - намеков, перешептываний, язвительных речей и злых пересудов. Его противники “изострили” свои языки (ст. 3), наточили их, как точат меч.

Из своего укрытия они выпускают острые стрелы в сердца непорочных людей. Бог назвал “непорочным” Иова (Иов. 1:1-3), и Давид причисляет себя к той же категории. Это не значит, что он безгрешен; это просто означает, что он искренне хочет исполнять Божью волю. Враги не могут выдвинуть против него законных обвинений. Давид никогда не пытался причинить им вред, и в глазах Бога он чист.

Враги дошли до того, что творят зло безбоязненно. Они ни с кем не считаются - ни с человеком, ни с Богом. Отмахиваясь от предупреждений, они самым бессовестным образом продолжают распространять ложь.

Нам часто следует вспоминать о силе языка. Когда кто-то развязывает против нас жестокую, злую словесную кампанию, мы сразу же испытываем боль. Но когда подобная кампания исчезает из нашего поля зрения, мы обычно забываем тот вред, который она может нанести. Нужен такой вот псалом, чтобы напоминать нам об этом.

II. ЗЛОЙ ЯЗЫК ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗЛОЕ СЕРДЦЕ (ст. 6, 7)

Вторая истина о клевете состоит в том, что уста просто говорят то, что у человека на уме. Язык - это слуга ума. Поэтому злой язык предполагает злое сердце.

«Они утвердились в злом намерении; совещались скрыть сеть; говорили: кто их увидит? Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца» (ст. 6, 7).

За злоречием стоит коварный план; за словом стоит мысль. Язык не может действовать сам по себе. Говорит не ваш язык. Это вы говорите с помощью языка!

Враги Давида глубоко преданы своим целям и планам. Они не остановятся ни перед чем, чтобы завершить свои чудовищные намерения. Преступники подстрекают друг друга твердо держаться своих коварных замыслов. Слово “утвердиться” означает “сделаться твердым, крепким”. Значит, собираясь вместе, они “укреплялись” в своих решениях. Они говорили друг другу, что Божьи глаза не увидят их, а Божья рука не остановит. Не понимая, что такое безрассудство повлияет на их окончательную судьбу, они думают, что Бог не увидит их или не обратит на них внимания. Они тайно замышляют, как лишить Давида популярности. Они всюду расставляют сети Давиду и другим праведным людям. Они говорят себе: “Мы подготовили хорошо продуманные планы”.

Обратите внимание на конец стиха 7: “даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца”. Давид поражается блестящему замыслу настроенных против него злодеев. Чтобы осуществить свое черное дело, они докапываются до самых глубин. Мы порой удивляемся тому, как много может преуспеть в злом умысле вполне заурядный человек. Не обладая особыми способностями, но настроив свое сердце на зло, он может быть весьма изобретателен в своих уловках, нацеленных на полную дискредитацию личности другого человека.

Неправедность человека изначально коренится в его сердце - и затем только выражается в его словах и поступках. Грех идет изнутри наружу, от сердца к руке. Каждый член тела человека управляется либо праведным, либо неправедным сердцем. Поэтому истинное обращение - это, по своей сути, обращение сердца.

III. ЗЛОЙ ЯЗЫК БУДЕТ ОСУЖДЕН (ст. 8-11)

Третья истина о злоречии, которую мы находим в псалме 63, состоит в том, что оно будет представлено на суд. Каждому нечестивому человеку назначено свидание с Богом, думает он об этом или нет.

«Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены. Языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них. И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело. А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем» (ст. 8-11).

Эти стихи передают ту мысль, что неправедный скоро столкнется с последствиями своего поведения. И хотя эти последствия еще только проявятся в будущем, они так же реальны, как если бы уже наступили. Обратите внимание на фразы “поразит их Бог”; “будут они уязвлены” и “языком своим они поразят самих себя”.

Нет таких тайных помыслов сердца, которые были бы скрыты от Бога, и нет такого совершенного заговора, который Бог не смог бы расстроить. У Бога есть свои стрелы, и Он воспользуется ими. Употребленное здесь грамматическое время передает совершенную историческую уверенность. Псалмопевец говорит о грядущем суде так, как будто видел его своими собственными глазами.

Нечестивые будут поражены. В конце концов, они попадут в свои же сети и будут горько сожалеть о том, что говорили и что делали. Они упадут в ямы, которые сами же вырыли.

Конечный итог жизни никогда не определяется замыслами беззаконников. При мысли, что Бог поразит врагов стрелой, псалмопевец перестает бояться их (ст. 8). Как они стреляли в праведных, так и Господь выстрелит в них. Языки злодеев обратятся против них и на суде станут свидетелями обвинения. Видевшие их дела убегут от них в страхе перед тем, что видели. Падение злодеев всем продемонстрирует Божью справедливость. Расплата, возможно, придет не сразу, но она все равно придет.

Какой это суд - земной или небесный? Хотя вечность исключать нельзя, это, по всей видимости, прежде всего суд земной. Это процесс сева и жатвы, и многие из нас считают, что он имеет силу закона. Молодой человек, к примеру, становится на неверный путь. С ним разговаривают, его увещевают, наказывают, ему советуют - но все напрасно. Он продолжает тянуться к злу. Мы говорим: “Подожди. Твои грехи найдут тебя. В конце концов, твои преступления настигнут тебя”. Мы уверены в том, что говорим. Мы достаточно видели, как осуществляется Божий замысел для этого мира, чтобы знать, что наши слова истинны.

И вот наступает день, когда это случается! Его жизнь рассыпается на части. То зло, которое он творил, оборачивается против него и рвет его на куски. Так происходит всегда - иногда видимо для всех, иногда невидимо. Одни последствия бывают бурными и явными, а другие незаметно распространяют несчастье и неудовлетворенность на всю жизнь беззаконника. Время жатвы посеянных злодеяний приходит так же неотвратимо, как восход солнца. Иными словами, нечестивые получают двойной суд: посредством своих же грехов при жизни и за свои грехи, но уже от Бога. Первый суд произойдет в той или иной форме в этом мире, а второй - в вечности.

Рассказывают историю о битве при Ватерлоо. Герцог Веллингтон встретил, казалось, достойного противника; сражение начало склоняться в пользу Наполеона Бонапарта. Однако прибывший как раз вовремя маршал Гебхард фон Блюхер ввел в бой свои части, перевесив этим силы французов. В Англии, на другом берегу пролива, люди с нетерпением ждали известия об исходе сражения. Сообщения передавались с помощью семафора. Вот с французского берега был отправлен сигнал, но туман был таким плотным, что наблюдатели получили только его часть: “Веллингтон разби...” Туман не позволил прочесть сообщение до конца. Англия погрузилась в траур. Победа Наполеона означала долгую войну на море и на суше. Когда туман рассеялся, сообщение отправили снова. На этот раз его можно было прочесть до конца: “Веллингтон разбил Наполеона!” По всей империи зазвонили колокола.

Наблюдая за миром, мы можем решить, что побеждает зло. Однако своим ограниченным взглядом мы видим только половину происходящего. Божье Слово рассеивает туман недопонимания и открывает полную картину того, как Бог управляет Своим миром.

Когда нечестивые страдают от горьких плодов своей греховности, тем защищается Божье нравственное правление. В такие времена люди испытывают благоговейных страх и заявляют, что этот суд - Божье деяние; тогда они начинают лучше понимать природу греха и Божью работу. Псалмопевец не сомневается, что он и его друзья, которые, казалось, были в меньшинстве и беззащитны, увидят, к чему приводит огонь неправедности в жизни их противников.

Божье нравственное правление вызывает всеобщий трепет и радость. Праведные возрадуются осуждению зла по двум причинам. Во-первых, они будут рады тому, что избавились от опасности. Во-вторых, они будут рады, что пути праведности, пути Божьи были восстановлены. Поэтому Последний суд будет радостным событием, ибо он докажет, что Бог правит миром справедливо и дает надежное прибежище благочестивым. Когда верные Божьи последователи увидят Его суд, они возрадуются вместе с Богом, найдут в Нем прибежище и в Нем прославятся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В псалме 63 выделяются три истины о клевете: клевета больно ранит, она идет от злого сердца, и она наверняка будет судима.

Эти истины о злом языке должны убедить нас переориентировать свое сердце на благочестие. Когда свирепствует великая битва между праведностью и злом, мы не должны допускать, чтобы летящие стрелы, тайные военные планы и кажущийся успех зла убедили нас, что битва за праведность проиграна. Грех популярен, он всегда собирает вокруг себя много приверженцев, но судьба греха однозначна. Беззаконие не ждет ничто, кроме суда и уничтожения. Это только дело времени.

Дайте себе слово, что в вашем сердце будет истина и благочестие. Пусть ваш язык всегда говорит о Божьей воле и будет инструментом жизни, а не отравленной стрелой смерти.

1 и 2 Фессалоникийцам | Исследование Писания | Дзен