Средневековая история России продолжалась долгих 7-8 веков, а новая история началась бурно и внезапно. За те короткие 6–7 лет, в течение которых девятилетний мальчик Пётр готовился к царствованию, Россия прошла больший путь больше, чем за предыдущие 300 лет. И с приходом на престол нового царя бурно ускорился исторический процесс, но замедлился процесс литературный. Литература как будто бы исчезла, поэтому придётся начать с того, почему так произошло.
В отрочестве Пётр начал игру в отца. Он был отцом сначала своих игрушечных солдатиков, потом своих потешных полков. Это очень чутко воспринимали и современники, и потомки.
Пётр был четырнадцатым ребёнком в семье и, вероятно, у него не было никаких шансов занять престол, если бы не так часто умирали дети в XVII веке, если бы не шла такая кровавая, жестокая борьба за престол. Пётр I – ребёнок, который вырос без отца. Алексей Михайлович не принимал практически никакого участия в воспитании своего четырнадцатого ребёнка, будущего императора России. Более того, Алексей Михайлович умер, когда Петру исполнилось всего 4 года.
Детские игры, которым был посвящён весь день будущего царя, постепенно превратились в политику его царствования. Пётр от маленьких деревянных, оловянных солдатиков очень быстро перешёл к играм в потешные полки. В селе Преображенском были созданы Преображенский и Семёновский потешные полки. Это были самые настоящие полки, которые впоследствии стали гвардией Петра, которая позволила ему не только держаться на троне, но и сделать Россию одной из самых мощных в военном отношении стран Европы.
Вместе с потешными полками появился потешный флот, отчасти игрушечный, отчасти настоящий. Вместе с тем появились и другие игрушки будущего царя, которые все усложнялись, прибавлялись и постепенно становились теми вещами, от которых зависела жизнь всего Государства Российского. Игрушками Петра стали и книги, но нам неизвестно, насколько Пётр любил читать. Известно, что он очень любил издавать указы. И вот указы Петра стали одной из его любимых игрушек. Использовались прокламации, то есть печатные объявления, где печатались его указы.
По образцу европейских стран Пётр I создал первую русскую газету «Ведомости». В первоначальном виде она больше была похожа на книжку, чем на современную газету. И Пётр I был не только автором и печатником, но, по-видимому, и единственным читателем первых экземпляров этой газеты.
Потом Пётр учредил опять-таки по западным образцам русский театр. Это был первый публичный и общедоступный театр. Театральные затеи предыдущих царей, бояр – это были домашние театральные затеи, крепостные и дворовые театры, в которых принимали участие дворовые люди великого князя или какого-то поместного князя. На эти спектакли приглашались дворовые люди, члены семьи, но никогда в эти театры не могли попасть горожане, никогда в эти театры не продавались билеты, никогда они не были общедоступными. Первые общедоступные театры появились в России тоже при Петре.
Что же произошло? Почему в течение всей жизни Петра (Пётр прожил всего 53 года) Россия прошла путь больше, чем за 300 лет своего развития? И почему в течение этого времени практически не существовало литературы? Были, конечно, повести, какая-то публицистика, какие-то сочинения нравоучительного характера и Петровские указы, но литературы в том виде, в котором она существовала в допетровское время в качестве литературы отчасти светской, отчасти духовной, и в том виде, в котором она существовала в послепетровское время как изящная словесность, как часть уже будущей беллетристики, заимствованной с Запада, не было. Ни нравоучительной, ни душещипательной, ни деловой, ни досуговой роли во времена Петра у литературы не было.
Для Петра I, начавшего царствование в виде игры примерно так, как современные дети начинают играть во взрослые игры, игра в литературу заменяла очень многие серьезные, важные и для современников совершенно неоспоримые вещи. Пётр I в сущности был носителем определённой контркультуры, антирелигиозной, антиклерикальной и антиобщественной, потому что вместе со своими игрушками в потешные полки, потешные корабли, потешные документы, которые Пётр начинал сочинять, была игра и во все шутейные соборы, которые олицетворяли традицию шутовства, бражничества, постоянного пародирования и издевательства над церковными ритуалами и над ритуалами государственного управления. Это была насмешка, пародирование, игра, которая включалась в очень давнюю традицию.
Традиция скоморошества на Руси, в Античном мире и Средневековой Европе обычно связывается с традицией шутовства и карнавала. Эта традиция существует и до сих пор. Она существует в виде игры, насмешливой, ироничной, игры, которой сопровождаются любые важные действия. Можно относиться к ним серьёзно, а можно относиться к ним с насмешкой, иронией. Так вот ирония, насмешка по отношению к тому, что официально существовало в государстве и церкви, была давней русской традицией.
Скоморохи – это отдельное средневековое сословие, бродячие труппы, отчасти актёров, отчасти нищих, отчасти заговорщиков, которые перемещались от княжества к княжеству, находили покровительство у одного князя, у другого, а иногда задерживались при дворе какого-нибудь князя, потешая его. Скоморохи были потешниками. Они пользовались двойственной репутацией: с одной стороны, над ними смеялись, охотно шутили, с другой стороны, их считали низшим слоем средневекового, очень жёсткого мира, над ними издевались. Убить скомороха не считалось преступлением. Это особенность средневекового мира, любой европейской страны, и на Востоке существовали аналогичные традиции.
Русские скоморохи – это те детские забавы, которые привлекали потешника Петра где-то с 10 лет и до 16–17 лет. Эти потешеские, скоморошеские игры Петра с постоянными насмешками, издевательствами вызывали у современников двойственное ощущение. С одной стороны, это был испуг. Пиршества и забавы, которые устраивал царь, молодой, ещё не пользующийся авторитетом своих подданных, и его государственные затеи, которые одновременно зрели, вызывали испуг и недоумение у москвичей. Вместе с тем, они вызывали восторг и поклонение у молодёжи.
Два поколения современников Петра, отцы и дети, находились в очень сложных отношениях. Пётр был царём молодым и царём молодых. А оппозицией Петра были люди взрослые, умудрённые, это были сановные бояре, с которыми Пётр расправлялся очень просто: он стриг бороды, заставлял их переодеваться в европейские платья, приходить на ассамблеи, читать газеты и приходить в театр. При Петре посещение театра стало обязательным для всех придворных. И двойственное отношение к Петру, связанное с его забавами, начавшись ещё в том периоде, когда он был молодым царём, продолжалось в течение всей его жизни и продолжается после его смерти вплоть до наших дней. Двойственное отношение к Петру – преклонение перед Петром как гениальным реформатором и ненависть к Петру как к исчадию ада, как к антихристу, что проявилось уже в лубочных картинах, которые стали создаваться во время Петра.
Это объясняет, какого рода литература родилась в эпоху Петра. Это была литература неофициальная, это была литература, которая непосредственно зарождалась из массового творчества людей, во времена Петра ставших грамотными, востребованными, получивших возможность вырваться из средневековых, феодальных пут, которые их держали.
Понятно, почему им некогда было писать книги, и особенно некогда было их читать. Люди были заняты делом, играми, которые очень быстро перерастали в реальные исторические свершения. По-видимому, существует закономерность, при которой, чем активнее развивается история страны, тем медленнее развивается литература. Эта закономерность связана со всеми бурными, революционными периодами в истории. Чем активнее история, чем ближе к революции то, что происходит в действительности, тем медленнее всё это осваивается литературой.
Фольклорная стихия, которая отражает происходящее в истории, потом, спустя десятилетия, превращается в литературу. Когда история успокаивается, когда бурное течение событий сменяется более плавным, тогда и появляется возможность писателям развернуть картины, мысли, чувства по поводу уже прошедших событий. Пока события идут, писать о них невозможно.
#история россии #история литературы #петр 1 #теория литературы #литература 18 века #литература нового времени #ведомости #русская литература #русская классическая литература #литературоведение