Найти тему
Navygaming Channel

Первый "вашингтонец" от США - крейсер "Пенсакола"

Из архива Navygaming, 2014

Накануне вступления в Первую мировую войну американские конструкторы были вполне довольны спроектированными в 1916 г. лёгкими крейсерами типа «Омаха», считая их лучшими в мире в своём классе. «Одноклассники» других стран оказались значительно меньше по водоизмещению и на бумаге уступали «Омахам» в вооружении, скорости и дальности плавания. Но после того, как американцы ознакомились с характеристиками английских «хокинсов», они задумались о создании крейсеров с нормальным водоизмещением 10000 т и вооружением из 203-мм орудий.

Легкий крейсер "Омаха"
Легкий крейсер "Омаха"

Отдел по планированию, учрежденный при американской военно-морской миссии в Лондоне, в мае 1918 г. предложил в качестве будущего типа крейсера-скаута корабль с вооружением из шести 203-мм орудий в диаметральной плоскости, скоростью 32.5 уз. и дальностью плавания в 10000 миль. Главным доводом за подобный крейсер являлось желание иметь корабли, которые были бы заведомо не слабее любых зарубежных образцов (в частности, «Хокинса»). В значительной степени движущим фактором стало желание Генерального совета закрепить за США положение лидирующей морской державы. В качестве вспомогательного аргумента приводилась полезность промежуточного (но не более сильного) типа кораблей между существующими легкими и линейными крейсерами. Также отмечалось, что война на Тихом океане потребует более крупных боевых единиц. Несмотря на все доводы, новый американский корабль выглядел излишеством в сравнении с японскими крейсерами (а именно Японию рассматривали, как вероятного противника), имевшими на вооружении лишь 140-мм орудия. В 1920 г. тот же отдел по планированию оценивал потребность американского флота в крейсерах в 73 единицы. Его глава предлагал строить 5000-тонные крейсера, вооруженные 152-мм орудиями, (при проектировании стало ясно, что в такое водоизмещение уложить требуемые характеристики не удастся). Генеральный же совет не считал возможным одобрение постройки такого количества крейсеров в обозримом будущем, а также предвидел проблемы с комплектованием экипажей.

Отдел по проектированию начал работу по двум направлениям. В первом (эскизная серия «А») он задался целью при сохранении вооружения «Омахи» уменьшить её водоизмещение и попытаться еще больше увеличить скорость за счёт применения новой энергетической установки. Во втором (эскизная серия «В») при сохранении водоизмещения «Омахи» была предусмотрена установка 203-мм 50-калиберных орудий, дополненных 127-мм пушками для борьбы с эсминцами. Признаться интересное решение – крейсер с «противоминной батарей»!

Проект скаута "С" с сокращенным вооружением, 1921 год
Проект скаута "С" с сокращенным вооружением, 1921 год

В дальнейшем были проработаны еще несколько вариантов. Эскизная серия «С» представляла собой аналог британских «Хокинсов» и имела вооружение семь-восемь 203-мм орудий в небронированных установках. Эскизные серии «D» и «F» имели вооружение из пяти 152-мм орудий и 2х3 ТА и скоростью 33,5 узла и 35,25 узла при водоизмещении 5000 т и 5750 т соответственно. Серия «F» имела вооружение из шести 203-мм орудий и скорость в 35 узлов при водоизмещении 6500 т.

Проект небронированного скаута "D", 1919 год
Проект небронированного скаута "D", 1919 год

Генеральный совет, рассмотрев варианты и признав их не соответствующими требованиям того времени, предложил проработать вариант 10000-тонного крейсера с шестью 203-мм орудиями, скоростью в 35 уз. и дальностью хода в 10000 миль, и через месяц на рассмотрение совету были предложены несколько эскизов водоизмещением от 7100 до 10000 т и вооружением из 5-6 203-мм пушек в двух- и трехорудийных башнях. Наибольшее внимание привлек самый крупный вариант корабля. Члены совета отметили недостаточность вооружения для такого водоизмещения, поэтому дальнейшие разработки базировались на 10000-тонном варианте с добавлением четвертой башни. По оценкам проектировщиков, кораблю такого размера было реально обеспечить защиту от 152-мм снарядов.

Пояс высотой 3,05 м и толщиной 102 мм во всю длину корпуса в сочетании с 64-мм мм палубой создавали зону безопасности от огня американского 152-мм/53 орудия на дальности от 10 до 19 км. При этом корабль оставался уязвимым для 203-мм орудий на всех дистанциях. С другой стороны, ограничивая длину пояса и палубы 122 м, можно было бы увеличить толщину пояса до 127 мм, а палубы – до 76 мм и обеспечить защиту от огня 203-мм орудий на дальностях от 14630 до 19202 м.

Британский тяжелый крейсер "Хаукинс"
Британский тяжелый крейсер "Хаукинс"

Наиболее важными характеристиками посчитали дальность плавания и огневую мощь, ради которых можно было пожертвовать скоростью и в большей степени – бронированием. В апреле 1921 года Генеральный совет предложил следующие характеристики: восемь 203-мм орудий, четыре 127-мм зенитки, 2х3 ТА, скорость 34 узла и дальность плавания 10000 миль. Силуэтом корабли должны были напоминать линейные крейсера, а бронирование предполагалось ограничить 38-мм поясом и 25-мм палубой с 38-мм скосами. Как раз эти разработки и повлияли на позицию США на Вашингтонской конференции в отношении ограничений для крейсеров – они быстро пришли к соглашению с англичанами по поводу границы водоизмещения в 10000 т и главного калибра в 203 мм. Кстати говоря, гарантией достижения максимальной 34-узловой скорости считалось развитие на испытаниях скорости в 35 узлов.

Отдел планирования также предлагал установить в качестве стандарта дальность плавания 15-уз. ходом, а не 10-уз, как было раньше.

В дальнейшем возникли споры в компоновке защиты и вооружения, исходя из боевого применения крейсера. Рассматривались возможности столкновения с эсминцами, авианосцами и другими крейсерами. Так, для первых предпочтительнее было бы использовать большее количество артиллерии меньшего калибра и иметь как можно большую скорость. При встрече с авианосцами, на которых могли стоять 203-мм орудия, предпочтительнее было бы иметь артиллерию наибольшего калибра и броню, выдерживающую попадания 203-мм снарядов. Взвесив все «за» и «против», Генеральный совет предпочел иметь максимальное количество 203-мм орудий в ущерб бронированию.

По поводу вспомогательной артиллерии мнения разделились. Одни считали, что нужно установить как можно больше скорострельных орудий, дающих меньше вспышек от выстрелов ночью, для защиты от эсминцев. Другие же видели главную угрозу в авиации, которая могла бы нести на себе торпеды, поэтому упор требовали сделать на зенитную артиллерию.

Японский крейсер "Кума" с 140-мм орудиями ГК
Японский крейсер "Кума" с 140-мм орудиями ГК

Итоговый эскизный проект полностью небронированного корабля был представлен Генеральному совету в ноябре 1923 г. Он имел гладкопалубный корпус с эшелонным расположением ЭУ и вооружение из 12 203-мм орудий, двух 127-мм АУ для стрельбы осветительными снарядами и 2х3 533-мм ТА.

Учитывая, что флот США дополнялся 8 кораблями типа «Омаха», первоначально конгресс отказывался утверждать постройку новых «скаутов». Однако, в конце 1924 г., когда стало очевидно, что другие государства стали или станут строить новые крейсера, 18 декабря была одобрена постройка восьми скаутов, хотя деньги выделили только под два из них – CL 24 и CL 25.

В ноябре 1924 года началась разработка альтернативного проекта, представлявшего собой увеличенную «Омаху». Изменения коснулись замены орудий, увеличения запаса топлива, числа гидросамолетов. Корабль при этом имел длину 183 м и скорость 32.5 узла при мощности 100000 л.с. Из-за увеличения водоизмещения до 10317 т пришлось перейти к более сбалансированному проекту с вооружением из девяти 203-мм орудий в 3х3 башнях, скоростью 33 узла и длиной корпуса 182 м.

Из-за сомнений в надежности трехорудийных башен, Генеральный совет поручил рассмотреть вариант с четырьмя двухорудийными башнями и защитой от огня эсминцев. Рассматривались даже проекты с полетной палубой и вооружением из 15-20 самолетов или с двумя четырехорудийными башнями в носу и в корме. Все предложенные проекты были разбиты на две категории, исходя из задач, возлагавшихся на крейсер. В первом случае было достаточно скорости 27-32 узла, во втором 32-34 узла. 35 узлов не мог достичь ни один из вариантов.

Для дальнейшей разработки был выбран вариант со скоростью в 32 узла, достаточной для действий на коммуникациях, и с максимально возможным вооружением при наличии защиты от огня эсминцев. Более детальный анализ показал, что для обеспечения 32-уз. скорости нужно увеличить число котлов до восьми (следует отметить, что в расчетах изначально фигурировали семь котлов, однако установка восьмого сказалась бы незначительной прибавкой в весе в сравнении с увеличением мощности). Таким образом, благодаря запасу мощности, появилась возможность усилить бронезащиту на 118 т., а позднее – еще на 170 т.

Корпус крейсера на стапеле перед спуском на воду
Корпус крейсера на стапеле перед спуском на воду

Изначально планируемые высокие мачты для растяжек антенн дальней радиосвязи решено было немного упразднить, и на месте грот-мачты появилась тренога со стеньгой меньшей высоты. 127-мм/51 пушки и 37-мм автоматы решено было заменить на 127-мм/25 орудия, верхнюю площадку надстройки за кормовой трубой отдали под приборы управления огнем артиллерии мелкого калибра. В 1926 г. на крейсера решили поставить бронированные рубки, и на этом формирование внешнего облика завершилось – крейсер был заложен на верфи ВМС в Нью-Йорке.

В процессе самой постройки соблюдалась строжайшая весовая дисциплина, чтобы избежать превышения водоизмещения, разрешенного договором. Каждый рабочий чертеж любого элемента, подготовленный фирмой-строителем, сопровождался оценкой его веса. За экономию каждой тонны фирма-строитель премировалась 500 долларами (но не более 50000 долларов), а при росте водоизмещения на 1 т налагался штраф 500 долларов за тонну за первые 100 т и 1000 долларов за каждую последующую. При этом отклонение от расчетного веса не более, чем на 100 тонн не влияло на цену. В итоге корабль оказался на 900 т легче и обошелся государству примерно в 8.5 млн. долларов.

Верфь в Нью-Йорке до этого занималась постройкой линейных кораблей, имевших примерно ту же длину корпуса, но, как минимум, вдвое больший спусковой вес, поэтому стапель имел соответствующий ему небольшой уклон. Недостаточную величину последнего пришлось компенсировать дополнительными мерами, включая насалку специального смазочного состава. Крейсер «Пенсакола» изначально официально именовался крейсером-скаутом, или легким крейсером. 1 июля, после того, как категория тяжелых крейсеров была определена Лондонским договором 1930 г., его переклассифицировали в тяжелый крейсер CA-24.

Спуск на воду крейсера "Пенсакола" 25 апреля 1929 года
Спуск на воду крейсера "Пенсакола" 25 апреля 1929 года

Корпус «Пенсаколы» в основном имел клепаную конструкцию, хотя для экономии веса в значительном объеме применялась сварка. Проектировщики считали полный переход на нее преждевременным из-за недостаточного опыта ее применения, поэтому она использовалась в конструкциях, не участвовавших в общей прочности корпуса, а также для крепления фитингов. Так, сваркой крепились настилы первой и второй платформ, надстроечная палуба, надстройки и мостики, собирались все трубопроводы и т.д.

Для улучшения гидродинамики обводам в носовой части придали ярко выраженный бульбообразный вид. Предполагалось, что они будут эффективны в первую очередь в умеренную погоду на высокой скорости, в то время как обводы без бульба крейсеров типа «Омаха» дают преимущество в штормовом море при умеренном ходе в 18-29 уз. Чтобы якоря не задевали за бульб, крейсера получили клиперный форштевень. Поскольку гладкопалубный корпус в целях экономии веса имел минимально допустимый надводный борт (уже на уровне носовых башен, не говоря о средней части корпуса, высота надводного борта считалась неудовлетворительной), верхняя палуба получила значительный подъем к форштевню, что в сочетании с заметным развалом борта должно было уменьшать заливаемость носовой оконечности на океанской волне. В результате, если в корме высота надводного борта составляла всего 4,88 м, то в носу она увеличивалась до 8,73 м.

Носовая часть крейсера с характерным развалом и бульбом
Носовая часть крейсера с характерным развалом и бульбом

Чтобы снизить зарывание кормовой оконечности в воду при продольной качке, её сделали достаточно широкой, обеспечив необходимый запас плавучести. Кроме этого широкая корма снижала размер ограждения винтов. Для улучшения манёвренности крейсер получил срезанный дейдвуд.

Двойное дно высотой 0.99 м предусматривалось почти по всей длине корпуса, а двойной борт – только вне МКО. Крейсер имел две сплошные палубы (главную и верхнюю) и по две платформы в оконечностях за пределами МКО (нумеровавшиеся сверху вниз – первая и вторая). Это облегчало планировку помещений, поскольку межпалубное пространство увеличивалось только между настилом двойного дна и второй платформой, где располагались всевозможные кладовые, нефтяные и бензиновые цистерны, но создавало неудобства для членов экипажа.

Тяжелый крейсер "Пенсакола", схема внешнего вида
Тяжелый крейсер "Пенсакола", схема внешнего вида

Внутренний объем корпуса корабля делился 12 поперечными главными водонепроницаемыми переборками, пять из которых доходили до верхней палубы, а семь - только до главной. Поскольку конструкторы всерьез считались с угрозой применения подводного оружия, погреба расположили на уровне второй платформы, а не в трюме. Это снижало вероятность их детонации при подводном взрыве, но вместе с тем повышало уязвимость от артиллерийского огня. Другой мерой повышения живучести стало эшелонное расположение турбинных и котельных отделений. На случай применения отравляющих веществ центральный пост, отсеки внутренней связи и распределительных щитов на второй платформе выполнялись газонепроницаемыми.

Так как корабли получились недогруженными на 900 т и обладали излишней остойчивостью, бортовая качка оказалась резкой с большими размахами, что делало крейсера неустойчивой орудийной платформой и приводило к другим неприятным последствиям. Впоследствии даже пришлось принять меры по снижению валкости крейсеров, включавшие расширение боковых килей и установку цистерн-успокоителей качки.

Схема бронирования крейсеров типа "Пенсакола"
Схема бронирования крейсеров типа "Пенсакола"

Первые же выходы показали, что корпуса крейсеров построены достаточно «легко», страдают от вибрации кормовой части на высоких скоростях и испытывают чрезмерные нагрузки при стрельбе полными залпами. Но самым проблемным местом, с точки зрения обеспечения прочности, оказалась новая оконечность.

Заклепки, скреплявшие элементы набора корпуса, а также листы бортовой обшивки до 10 шп. ослабевали под ударами волн. Во время шторма «Пенсакола» получила повреждение носовой части в районе 12 шп. и приняла значительное количество воды. Получение штормовых повреждений отчасти связывали с бульбообразными образованиями носа в подводной части, вызывавшими зарывание форштевня в свежую погоду. Наряду с сообщениями о проблемах с заливаемостью носовой части лайнера «Бремен» это привело к отказу от применения бульба на «Портлэнде» и последующих крейсерах.

Батарея главного калибра крейсера состояла из десяти 203-мм/55 орудий Mk 9 Mod 2, расположенных в двух двухорудийных и двух трехорудийных установках, хотя в официальной переписке чаще встречается термин «башни». Установки ГК отличались от других 203-мм артсистем, стоявших, к примеру, на авианосцах в первую очередь наличием объемного подбашенного отделения. Это обуславливалось хранением снарядов внутри цилиндрического основания башен, а не в отдельных погребах.

Вид с кормовой башни и схематичное устройство башен ГК
Вид с кормовой башни и схематичное устройство башен ГК

Само орудие Mk 9 Mod 2 изготавливалось из никелевой стали и состояло из внутренней трубы, шести скрепляющих цилиндров и лейнера. Пушка имела правостороннюю нарезку постоянной крутизны. Всего ствол имел 64 нареза глубиной 1,78 мм. Орудия размещались в общей люльке и могли демонтироваться через башенные амбразуры. Максимальная длина отката составляла 0,75 м. Живучесть ствола составляла 400 выстрелов полными зарядами. Теоретическая скорострельность –6 выстр/мин., хотя на практике на учебных стрельбах она составила 1,5-3 выстр/мин, а в реальных боях составляла порядка 0,5-1,2 выстр/мин. Сказывалось то, что корабли сами находились под огнем противника, а бои происходили, в основном, ночью, тогда как практическая скорострельность до войны измерялась только для дневных стрельб.

На крейсере установили 2х3 533-мм ТА Mk 9 и Mk 9 mod 1. Они имели углы обстрела по 60 градусов в каждую сторону от траверза. Торпеды Mk 11 хранились в количестве 12 шт. в торпедных аппаратах и коробках на верхней палубе. Они перемещались к аппаратам на тележках по рельсам.

Две пороховых катапульты для запуска самолетов располагались побортно в средней части корабля. Для их запуска имелось 50 пороховых зарядов. Для подъема летательных аппаратов имелся кран в диаметральной плоскости перед кормовой трубой. Два из них хранились непосредственно на катапультах, а еще два –на палубе надстройки в районе второй трубы. После полета гидросамолет принимался на борт при помощи буксируемого посадочного тента с сетью, опускаемой на воду у борта с подветренной стороны рядом с катапультой. Такой способ позволял производить подъем летательного аппарата на ходу. Авиационный боезапас включал в себя 24 45.4-кг бомб и 96 13,6-кг, а также 48 000 патронов калибра 7.62 мм.

Первоначально экипаж крейсера насчитывал 653 человека (в том числе 41 офицер), однако в военное время он увеличился почти вдвое –до 1193 человек. Впервые на этом корабле отказались от существовавшей в американском флоте практики оборудовать жилые помещения металлическими подвесными подволоками. Это было вызвано, помимо экономии веса, тем, что пространство между подволоком и вышележащей палубой являлось местом размножения грызунов и насекомых. В мирное время крейсер принимал на борт запас продовольствия и воды на 60 дней.

Сбор экипажа в районе катапульт крейсера
Сбор экипажа в районе катапульт крейсера

В дальнейшем крейсер неоднократно модернизировался. Изменения касались, в основном, противоосколочной защиты надстроек для снижения метацентрической высоты, расширения килей для придания устойчивости и увеличением количества 127-мм орудий. В 1934 г. были сняты торпедные аппараты, как опасные для самого корабля.

Крейсер-ветеран в июля 1945 года
Крейсер-ветеран в июля 1945 года

Подводя итог, можно сказать, что США получила крейсер, имеющий отличное вооружение и хорошую скорость с большим запасом хода, но недостаточное бронирование, что, однако, не помешало ему стать отличным кораблем для ведения боевых действий на обширных океанских театрах.

Статья meivromych из архива Navygaming, №2(5)/2014

Источники: Малов, А. Тяжелые крейсера типа "Пенсакола". Часть 1/ А.А.Малов/ Морская коллекция, 2013.- № 4.- 32 с.; N.Friedman U.S. Cruisers: An Illustrated Design History. Annapolis: Naval Institute Press, 1984. - p.496; Больных, А.Г. Крейсера. Уникальная иллюстрированная энциклопедия/ А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013.- 288 с.; Дашьян, А.В. С.В, Корабли Второй мировой войны. ВМС США (Часть 1) / А.В. Дашьян // Морская коллекция, № 1 (58) – 2004. – 32 с.; Орел, А.Легкие крейсера типа «Омаха» /А.В.Орел// Морская кампания, № 2 (66).- 2017. – 64 с.; Патянин, С.В. Крейсера Второй мировой. Окончательная энциклопедия /С.В.Патянин, А.В.Дашьян, К.С.Балакин, С.Барабанов, К.В.Егоров. - М.: Яуза: ЭКСМО, 2014.- 536 с.

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: