Беседу ведет Вера Илюхина, Москва, специально для «Лилит», предыдущая часть ЗДЕСЬ
Когда вы перечисляли ваши юбимые картины, я поймала себя на мысли, что вы, вероятно, любите ретро? Вам знакома ностальгия?
Отвечу так: я – человек, который живет здесь и сейчас, в XXI веке, но я прекрасно понимаю, ценю и люблю время абсолютного ренессанса в советском периоде – это 60-е годы прошлого столетия. И подготовка к этому ренессансу – 50-е годы. И последующие за ними приятные во всех отношениях 70-е. И я тот человек, который хочет восстановить эту связь времен. И передать эту эстафетную палочку из вчера в сегодня. И значит, из сегодня в завтра: через песни, роли, воспоминания. Через рассказы. Потому что… Вот недавно, к примеру, я был на интервью, и одну девушку спросили, что это за башня, показывая на Пизанскую башню. Она ответила, что это Останкинская башня. Тогда ее спросили: а вам знакомо словосочетание Пизанская башня? А-а, так это она, ответила девушка. Ее спросили, а где находится Пизанская башня. И девушка говорит – в Пейзании… И это интервью было, на минутку задумайтесь, у претендентки на кастинге телеведущих в школу ТВ.
Как думаете, можно ее обвинять в том, что она такая? С одной стороны – нет, потому что она родилась в период безвременья и ей всего 20 лет. И это то самое потерянное поколение, когда разрушалась огромная страна. И всем было не до того, что было вчера. С другой стороны, мы можем предъявить претензии – ну почему она ничем не интересуется? Если тебе неинтересно, что было вчера, значит, у тебя нет опоры, нет позвоночника, на котором можно выстраивать свое будущее. Я так считаю. У меня эта опора такая мощная. Потому что я знаю, что было вчера.
То есть вы человек, который держится корней?
Это естественно, по-моему. Дерево без корней не может плодоносить и дальше развиваться. Как вы себе это представляете? Поэтому и плодоношу – в образном смысле. Развиваюсь, и листики новые растут, не застаиваюсь. А есть люди, которые засыхают в этой кадке – без корней. Но им кажется, что они живут. Но со стороны-то видней, что это не жизнь. Бледное существование…
Вам кажется, что наше прошлое – это священная корова…
Это никакая не корова. Это время больших потрясений и испытаний. Больших рывков и больших людей. Это была система, которая позволяла каждому человеку по своим способностям найти свое место.
Вы думаете, что в Советском Союзе каждый мог найти свое место по способностям?
Да, если он хотел этого! Уверен! Примеры тому есть. И мой в том числе. Мои родители из советского прошлого. Педагоги мои из советского прошлого. И те артисты, которые меня учили, тоже. И все они состоявшиеся люди. Даже на примере ТВ это было заметно. Телевидение – это была такая мозаика потрясающая, куда не могли попасть случайные люди. Если ты талантлив, условно говоря, на троечку – значит, тебе найдут место на троечку. Если талантлив на пятерочку – значит, тебе найдут место на пятерочку. Если талантлив на десятку, значит, тебя оценят по достоинству – и ни в коем случае по-другому. А теперь? На ТВ преобладает масса случайных людей.
Вас это разочаровывает?
Да, и очень сильно. Потому что ушло время профессионалов. Каждый человек должен быть на своем месте…
Саша, а вы чего-нибудь боитесь?
Да нет…
Не боитесь потерять родного человека, например?
Послушайте, но это же неизбежно… Я – верующий человек, понимаете, да? Все, что должно произойти, оно все равно неминуемо произойдет. В этом смысле я фаталист. Поэтому сидеть и бояться – смешно по крайней мере. Мне как любому здравомыслящему человеку хочется, чтобы были здоровы мои близкие. Мои родители, слава богу, живы. Но сидеть и бояться – это значит накликать на всех скорейшим образом то, что не надо.
А как быть с этими страхами и тревогами, если они все-таки подступают?
Вера. Только вера поможет. И потом, жизнь не конечна. Тело, когда отработает свой ресурс, уйдет. А душа отлетела, затем набралась опыта, вернулась опять. Это же бесконечный процесс. И чего я буду бояться?
Продолжение завтра, подпишись на наш канал! Начало беседы ЗДЕСЬ
(с) "Лилит" * Фото: Яндекс.Афиша