Найти тему
МИР (Море История Россия)

Очень скромный флот Болгарии (Часть 1)

Пусть флот был очень скромным. зато память болгары сохранили.
Пусть флот был очень скромным. зато память болгары сохранили.

Сам любовался этим красавцем в Варне. Не так много кораблей этого класса и этого года постройки сохранилось.

Болгарский флот начинался с русской помощью. 9 августа 1879 года Российская империя передала Болгарии штаб и плавсредства русской Дунайской флотилии, ещё три катера болгарской стороне передало инженерное ведомство. В результате, 12 августа 1879 года в городе Русе была создана болгарская Дунайская военная флотилия численностью 9 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов. В январе 1881 года там же в Русе появилось училище.

В 1895 году военно-морские силы страны насчитывали 443 человека (17 офицеров, 8 мичманов, 8 инженеров и техников и 408 человек нижних чинов), три канонерки, две миноноски, княжескую яхту, 5 транспортных катеров и 5 иных вспомогательных судов. В России для болгарского флота были подготовлены 13 офицеров болгарского военно-морского флота.

В 1900 году в Бордо была построена мореходная канонерская лодка "Надежда". В 1903 году, несмотря на споры в болгарской общественности по поводу необходимости образования военно-морского флота и возможного расхищения государственных средств, правительство Болгарии начало вести переговоры с французской судостроительной компанией "Шнейдер" по вопросу о строительстве серии миноносцев.

В 1905 и 1906 годах тайно через Босфор миноносцы были доставлены по частям в Болгарию, где были собраны и спущены на воду. Один из этих кораблей получил название «Дръзки» («Дерзкий»). Болгарское правительство заказало тем временем ещё три миноносца, которые вошли в состав флота в 1909 году. (По этому проекту французская фирма «Schneider & Co» построила несколько миноносцев и для Турции). Кораблики были достаточно скромными:

-водоизмещение стандартное – 97,5 т,; длина – 38 м, ширина – 4 м; осадка – 2,4 м;

-скорость – 26 узл.; энергетические установки – паровая машина и 2 паровых котла; мощность – 2 тыс. л.с.; дальность плавания – 500 миль;

-экипаж – 30 человек.

-вооружение: 2х1 — 47-мм орудия; 2х1 – 7,92-мм пулемета; 1х2 — 450-мм торпедный аппарат; бомбосбрасыватель.

-2

Мононосцы получили имена: «Дерзкий» (болг. Дръзки), «Смелый» (болг. Смели), «Храбрый» (болг. Храбри), «Строгий» (болг. Строги), «Летящий» (болг. Летящи) и «Шумный» (болг. Шумни). Вместе с учебным крейсером «Надежда» они и составили ядро флота, который участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне.

В балканских войнах миноносцы участвовали достаточно активно. В ночь на 8 ноября против миноносцев вышел корабль сопровождения конвоя — турецкий бронепалубный крейсер «Хамидие» под командованием капитана Хусейна Рауф-бея, одного из лучших турецких капитанов. В 00:43 болгары атаковали крейсер, выпустив по нему торпеды: первым атаковал флагман «Летящий» с расстояния в 500—600 метров, но торпеда не попала в цель, поскольку турецкий крейсер успешно маневрировал. Турки открыли ответный огонь по болгарским судам, в ответ на что «Смелый» с 300 метров и «Строгий» со 100 метров выпустили свои торпеды, но и они не достигли крейсера, а «Смелый» получил попадание. «Дерзкий» под командованием мичмана I ранга Георгия Купова, несмотря на ожесточённый турецкий огонь, подобрался на расстояние в 60 метров и атаковал в упор, выпустив торпеду. Та угодила в носовую часть «Хамидие», что привело к взрыву и образованию огромной пробоины, и нос крейсера почти целиком погрузился в воду. Команда «Дерзкого» готовилась добить судно, но на помощь турецкому крейсеру подошли другие турецкие корабли.

О Первой Мировой...

Как писал болгарский историк и современник этих событий Никола Станев, "поначалу все думали, что только крикнут "ура" и обнимутся с братушками" (Н. Станев. "История на нова България. 1878-1941"). Однако безжалостная логика Первой мировой войны вскоре взяла свое, и русско-болгарские боевые действия приобрели ожесточенный характер, с переменным успехом и большими потерями с обеих сторон.

Германские и османские военно-морские силы, занятые собственными операциями, оказали болгарским морякам скорее символическую поддержку - были переданы 1 подлодка типа UB I, несколько гидросамолетов Friedrichshafen FF.33, кое-какие средства связи и боевого обеспечения.

Имела место пара боестолкновений с легкими силами русского флота - безрезультатных для обеих сторон; все потери были понесены на минах - погибли русский миноносец "Лейтенант Пущин" с 60 моряками и его болгарский собрат "Шумни", без жертв. Единственным боем этой специфической морской войны, в котором были зафиксированы реальные артиллерийские попадания по крупному кораблю и потери на борту, является обстрел города Балчик 13 декабря 1916 г. русским корабельным соединением в составе бронепалубного крейсера "Память Меркурия" и эскадренных миноносцев "Громкий" и "Счастливый", которым противостояли болгарская 100-мм батарея береговой обороны "Света Троица" и 2 полевых орудия.

-3

28 ноября 1918, «Летящий» разбился о скалы. 16 сентября 1918 года «Надежда» пришла для ремонта в оккупированный немецкими войсками Севастополь, но, потом их в Севастополе сменила Антанта, и корабль был интернирован.

29 сентября 1918 года в городе Салоники представители правительства Болгарии и Антанты подписали мирный договор. Договор предусматривал проведение демобилизации болгарской армии под контролем сил Антанты. Вслед за этим с британских кораблей последовал приказ — спустить болгарский флаг и поднять над кораблём флаг английского военно-морского флота.

15 декабря 1918 года на корабле началось восстание под руководством портупей-юнкера Спаса Спасова, которое было подавлено англичанами. При уходе союзников из Севастополя, они взорвали его машины, и затопили корабль. После окончания интервенции «Надежда» оставалась в Севастополе, но в связи с очень плохим состоянием корабля, в конце концов его разобрали на металл.

Несмотря на все усилия немцев Болгария так и не объявила войну СССР, но состояние флота, все равно представляет определенный интерес.

К 1943 году флот Болгарии находился в следующем составе:

Но об этом в следующей статье.