Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Когда труп спрятался в старом замке

-2

Никак не покидает ощущение, что создатели фильма «Весь свет на убийцу» (1961) вдохновлялись «Кентервильским приведением», только в итоге решили предложить зрителю французский триллер. Причем, по стилю более близкий к детективу, нежели к европейскому нуару. А потому в этой кинокартине «крутых парней» не будет.

Но имеется исключительного качества творческая группа, в которой за диалоги отвечал Роберт Тома (надеюсь, все помнят экранизации его пьес «Берегите женщину» и «Восемь женщин»). Именно фильм создавал большой специалист по этой сфере искусства Жорж Франжю, тяготевший к импровизации на криминальные темы («Глаза без лица», «Жюдекс», «Красные ночи»)

А собственно криминальную линию повествования разрабатывали теоретики и практики французской детективной литературы Пьер Буало и Тома Нарсежак, чьими стараниями Хичкок снял «Головокружение», а Анри Клузо - «Дьяволиц». В данном случае они создавали нечто вроде экспериментальной уголовной модели: преступление в старом шато, что должно было быть аналогично злодеянию в английском особняке из наследия Агаты Кристи.

Действие само по себе начинается с большой загадки. Находящийся при смерти владелец замка преподносит своим не самым любимым наследникам неприятный сюрприз. Пребывая на последнем дыхании, он скрывается в тайной комнате, словно намереваясь наблюдать из-за фальшивого зеркала за тем «зоопарком», что случится в залах старого строения.

Позвольте, а в чем же здесь сюрприз? – задаст вопрос иной читатель. Дело в том, что если нет трупа, то наследники на некоторое время остаются без владения. Надо ожидать пять лет, чтобы признать пожилого рыцаря Мальтийского Ордена умершим, так как до этого момента он считается «пропавшим без вести», а потому процесс наследования будет приостановлен.

А потому есть два варианта: либо ожидать несколько лет, вкладывая средства в развитие замка и уплату налогов. Или же найти труп коварного и капризного дядюшки, дабы окончательно и бесповоротно убедиться, что он мертв, и это должно обрести юридическое подтверждение.

И пока одни ищут дядюшку, а другие пытаются модернизировать средневековое зодчество, некто начинает устранять потенциальных совладельцев замка. Хотя поначалу кажется, что это лишь несчастные случаи. Но когда они превращаются в серию, то это подозрительно вне зависимости от обстоятельств.

Кадр из фильма «Весь свет на убийцу» (1961)
Кадр из фильма «Весь свет на убийцу» (1961)

Что касается меня, то в первую очередь привлекала театральная мистерия, которую ставят в замковых интерьерах любители искусства. Очень выразительно. И именно по этой причине альтернативный перевод названия «Убийца выходит из тени» в корне неверен. Так как подразумевается свет театрального софита, который в нужный момент был направлен на преступника.