Самарский мещанин Ефим Ильин владел усадебным местом вблизи волжского берега, где от Бурлацкого рынка поднималась в «город» улица Панская, с 1874-го года. К этому времени, по данным окладных ведомостей, на участке имелся одноэтажный каменный дом.
В 1894-м году Е.Г. Ильин получил от городской Управы разрешение на строительство двухэтажного каменного дома, нежилых каменных служб, а так же на устройство тротуара и нового входа в существующий каменный дом по ул. Панской. Зачем было благоустраивать из личных средств уличную территорию? Затем, что тротуар вел в находившуюся в доме хозяйскую винную лавку с трактиром. Других сведений, кроме содержания питейного заведения, о Ефиме Ильине не сохранилось, а вот его сын Иван Ефимович стал в городе человеком видным.
Путь к известности начался с удачной женитьбы. Приданое невесты, принадлежавшей к клану крупных самарских домовладельцев Юриных, позволило Ивану Ильину заняться перспективным бизнесом – открыть на территории нынешнего поселка Запанской ультрасовременный кирпичный завод. В производство была внедрена тогдашняя технологическая новинка – кольцевые печи, для перевозки сырья и продукции впервые в Самаре использовались локомобили и вагонетки фирмы «Келлер».
Качество кирпича считалось эталонным, а после громкого скандала при строительстве военных казарм, когда от подрядчика М.Д. Челышева поступил «плохообожженный кирпич, который рассыпался в руках», все заказы по военному ведомству перешли к заводу Ильина. Не сторонился Иван Ефимович и общественной жизни – избирался думским гласным, директором городского общественного банка, служил чиновником «городского по квартирному налогу присутствия»
Предприимчивая супруга Ивана Ефимовича тоже сложа руки не сидела - П.Е. Юрина-Ильина вела успешный гостинично-ресторанный бизнес. Процветанию гостиницы способствовало удачное расположение рядом с набережной и пристанями, так что деловые люди и туристы, сойдя с палубы парохода, могли тут же снять номер с телефоном и всегда свежими газетами. Клеветнические вбросы конкурентов о тараканах и «неправильных девушках» в номерах мадам Ильина опровергала через газетную рекламу следующим образом: «На вымыслы извозчиков просим внимания не обращать».
Наследственный семейный особняк Ильины перестроили около 1908-го года и логично, что дом кирпичного магната был выполнен именно в неорусском «кирпичном» стиле. Трехчастная структура фасада намечена вертикальным членением пилястрами, оформление центральной части с тремя оконными проемами и боковых частей – с двумя имеет отличия. Окна первого этажа с лучковыми перемычками объединены по верху кирпичными наличниками, повторяющими форму самих окон.
Угловые и простеночные пилястры оформлены глубокими нишами и вертикальным рядом отдельно выступающих кирпичей, напоминающих руст. Простеночные пилястры центральной части дополнительно украшены угловыми полуколоннами и крестообразным декором из кирпичной выкладки в верхней части наличников, от плоскости цоколя первый этаж отделен карнизным поясом.
Полуциркульные оконные проемы второго этажа в центральной части завершены арочным обрамлением с сухариками, в боковых –декорированы кирпичным поясом с замковым камнем. Межоконные простеночные пилястры оформлены прямоугольными нишами, сдвоенные ниши размещены и под окнами. Фриз богато декорирован ступенчатыми дентикулами, кронштейнами , вписанными в квадрат гранеными элементами и поребриком. Венчающий карниз с поребриком и кирпичными кронштейнами продолжается и по боковому фасаду. Увенчивали здание два высоких «чешуйчатых» шатра со шпилями и флюгерами в виде флажков.
Дела обоих супругов шли успешно – но ближе к революционным годам как-то тихо исчезли из вида и в Самаре о них уже не было слышно. Знаменитую гостиницу мадам Ильиной купил Иван Сергеевич Андреев, вместе с женой Верой Яковлевной и сыновьями поднявший ее на новый уровень с аристократичной и почти семейной атмосферой.
В апреле 1917-го года к новым владельцам перешла и усадьба Ильиных. Собственником особняка, напоминающего боярские палаты 17-го века, стало «Мукомольное и торговое общество на паях», основанное безенчукским купцом-старообрядцем Николаем Лаврентьевичем Малюшкиным и крупным нижегородским коммерсантом Яковом Степановичем Чернонебовым.
После национализации в 1920-м году здание передали в пользование Самарской конторе Волжско-Каспийского паевого товарищества, и здесь обосновался его рабочий комитет и «ожидательный пункт». В 1930-е работал хлебный магазин Горторга, а в настоящее время бывший особняк Ильиных – многоквартирный жилой дом.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете