Всё начинается с того, что тогда еще Авраму - уважаемому жителю города Ур, какой-то Неизвестный Бог приказывает покинуть богатую, сытую, цивилизованную Месопотамию и переселиться на Запад от Ефрата - в дикую и опасную Палестину. Но зачем?
"И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь" (Быт.12:1-4)
Потом у Авраама были довольно опасные приключения, но Бог выводил его из всех перипетий. Но у Авраама нет детей, а он уже старик.
А теперь внимание: Бог обещает Аврааму множества потомства и богатств, но за что? Что надо Богу от Авраама? За что такая честь? Никаких серьезных требований нет. Не надо каких-то страшных культов, каких-то огромных жертвоприношений, никаких великих храмов или статуй. Яхве не дает Аврааму даже никаких законов или заповедей - Авраам должен в своей жизни пользоваться только своей доброй совестью и интуицией.
Яхве просит у Авраама только веру и верность. Патриарх должен поклоняться только Яхве а другим богам нет, и Авраам должен верить, доверять Яхве. Все остальное Бог сделает Сам. И Авраам поверил.
"И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение" (Быт.15:7)
Но тут же, Авраам желает углубить свою связь с Богом, он хочет от Бога большего: "Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?" (Быт.15:8) Тут перевод немного не передаёт точного смысла. Тут скорее не вопрос, а просьба глубже понять смысл того что ему говорить Бог.
А теперь критический момент - идет описание того как собственно возник иудаизм, а за ним и христианство и рассказывается в чем смысл этой религии - ("религио" - от латинского связь с Богом) - то есть в чем смысл этой связи человека (Аврама и его духовных потомков) и Бога (Яхве Элохим).
Бог предсказывает приключения Аврама и его потомков, обещает им отдать Палестину. И это обещание Бог оформляет в виде союза - завета. Фраза כָּרַ֧ת יְהוָ֛ה אֶת־ אַבְרָ֖ם בְּרִ֣ית "заключил Яхве с Аврамом завет". Завет בְּרִ֣ית "брит" (отсюда Бнай Брит - сыны завета) - это что-то типа политического союза, договора. А вот слово заключать כָּרַ֧ת "карат" очень важно и многое нам рассказывает. Карат כָּרַ֧ת - это значит рассекать, разрубать, вырезать, погибать, уничтожать.
Внимательно изучаем как этот завет Яхве и Аврама был заключен.
Обычная процедура подписания политических договоров на Ближнем Востоке того времени включала в себя определенный ритуал. В договоре ведь самое важное это то, чтобы он исполнялся. Поэтому брали животных, разрезали их на две части и раскладывали рядом. И между этими частями проходили стороны заключающие договор: две стороны, если участники политически находятся в равных весовых категориях, или один из участников договора, если он слабее другого (например малый царь подписывал вассальные соглашения с крупным царем).
Этот ритуальный проход значил, что тот кто заключил договор, несет ответственность за его исполнение и в случае неисполнения его ждет наказание в виде разрубания, зарезания, уничтожения то есть - смерти.
Поэтому слово "заключить" договор в семитских языках звучит как "разрубить" כָּרַ֧ת "карат" договор. Тут мы имеем типичную ситуация для семитских языков. Так слово "беззаконие", "вина" и "наказание за вину" עָווֹן "авон" это одно и то же слово.
Точно так же и с заключением завета: заключать завет/договор и смертью наказывать за нарушение этого договора это одно и то же слово כָּרַ֧ת "карат".
А теперь смотрим что происходило в ту ночь у Аврама. Аврам разрезает и раскладывает части животных. Бог еще раз провозглашает обещания, данные Авраму - собственно завет, а потом "дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными]". Не Аврам, но только Сам Бог в виде огненного столпа проходит между разрубленными животными.
Вот такой вот злой Яхве. Обещает людям невиданные дары и помощь, вплоть до жизни вечной, за это почти ничего не просит, только верность Ему, но даже если люди и эту малость не соблюдут, и Завет не исполнят, то ответственность неисполнение договора людьми в виде уничтожения, смерти понесут не люди, но Сам Бог. За неверность завету людей, убьют Бога.
Именно поэтому Даниил пророчествует что: יִכָּרֵ֥ת מָשִׁ֖יחַ "йиккарэт Мошиах" - убит будет Мошиах. Из нескольких слов, которые означают в иврите "убивать", Даниил использует именно כָּרַ֧ת "карат", слово значащие как заключать завет, так и быть убитым за неисполнение завета. Бог умирает за то, что люди не исполнили с Ним Завет, не люди, которые виновны, но Бог берет их вину и наказание на Себя.