Найти в Дзене
Военная история

«Объект 277» - последний тяжелый танк Советского Союза

Оглавление
Объект 277
Объект 277

Объект 277 стал одним из последних достижений прославленных тяжелых танков. Он был создан в конце 1950-х годов в качестве замены Т-10. Объект 277 показал одни из лучших показателей бронирования, огневой мощи и подвижности среди всех тяжелых танков того времени, с его 130-мм пушкой, способной угрожать современным основным боевым танкам.

Объект 277 обладал многими чертами, которые присущи основным боевым танкам сегодня, такими как стабилизированное орудие, система избыточного давления для защиты от радиоактивных загрязнений и двигатель мощностью 1000 л.с., обеспечивающий хорошую подвижность, несмотря на его большой вес.

Однако даже с этими характеристиками Объект 277 не был достаточно силен, чтобы поставить машину на серийное производство, и в 1960 году после того, как было построено всего два прототипа, этот танк был снят с производства.

Фон

Примерно в середине Второй мировой войны Советский Союз представил тяжелый танк ИС-1, первый из важного семейства танков, которые не только продолжали разрабатываться после войны, но и так или иначе оставались на вооружении до конца войны.

ИС-1 (первоначально известный как КВ-85) был представлен в 1943 году, за ним в том же году последовал ИС-2. В конце войны появился ИС-3 , танк, ошеломивший союзников своей малой высотой и толстой бронёй с большим наклоном.

В то же время конструкторы работали над еще одним танком, ИС-4, в качестве резервного плана на случай, если ИС-3 провалится. Как оказалось, и ИС-3, и ИС-4 имели существенные недостатки.

Тяжелый танк ИС-4
Тяжелый танк ИС-4

Это поставило СССР в тяжелое положение, поскольку у них не было в разработке танка, который мог бы заменить их в ближайшее время. Они решили оставить ИС-3 и ИС-4 на вооружении в качестве временной меры и во второй половине 1940-х годов начали разработку серии новых и усовершенствованных машин, которые должны были их заменить.

Так появились ИС-6 и знаменитый ИС-7. Об этом танке можно прочитать здесь.

Все эти танки оказались слишком дорогими, сложными в производстве, либо тяжелыми.

В 1948 году ГБТУ (Главное автобронетанковое управление) выдвинуло требования к более приземленному тяжелому танку, который решил бы проблемы ИС-3, оставаясь при этом простым в производстве и обслуживании.

Тяжелый танк Т-10М
Тяжелый танк Т-10М

В результате на вооружение поступил последний тяжелый танк Советского Союза - Т-10. Первоначально он был известен как ИС-5, затем ИС-8, затем ИС-9, прежде чем был переименован в Т-10.

Т-10 поступил на вооружение в 1953 году и стал основным тяжелым танком СССР. По общему мнению, это была хорошая машина, объединившая лучшие черты серии ИС в одном дизайне.

Поиск замены

Почти сразу после того, как Т-10 поступил на вооружение, СССР уже искал его преемника. Напомним, Т-10 изначально разрабатывался для решения проблем, вызванных появлением ИС-3 и ИС-4 в конце Второй мировой войны, поэтому требовался тяжелый танк следующего поколения.

В 1956 году ГБТУ выдвинуло требования к такой машине. В ответ было представлено три проекта: два с Кировского завода в Ленинграде и один с Челябинского завода в Челябинске.

Представлением Челябинска стал Объект 770 совершенно новой конструкции с большими опорными катками и двухтактным дизельным двигателем V10.

Объект 770 имел совершенно новую конструкцию и не основывался на ранее существовавшем шасси
Объект 770 имел совершенно новую конструкцию и не основывался на ранее существовавшем шасси

Кировский завод предложил Объект 279 и Объект 277, которым посвящена данная статья.

Объект 279 был одним из самых странных когда-либо созданных танков, спроектированным, чтобы выдержать ударную волну ядерного взрыва с корпусом в форме летающей тарелки и четырьмя гусеницами.

Между тем, Объект 277 имел гораздо более традиционную конструкцию, но все же обладал многими впечатляющими особенностями.

Объект 277

Объект 277 был внешне похож на Т-10, который он надеялся заменить, но был намного крупнее: почти на 20 процентов длиннее Т-10.

На «Объекте 277» отказались от сварной «щучьей носовой» лобовой брони и вместо этого он имел большую криволинейную литую деталь, закрывавшую всю верхнюю часть лобовой части.

Эта броня имела угол наклона от 60 до 70 градусов и максимальную толщину 140 мм. Нижняя лобовая часть была немного меньше наклонена под углом 55 градусов, поэтому для компенсации ее сделали толще, ее максимальная толщина достигала 153 мм.

С другой стороны, борта корпуса были аналогичны предыдущим конструкциям: верхние борта были наклонены под крутым углом внутрь, а нижние борта были установлены вертикально, образуя форму буквы «V», если смотреть спереди и сзади.

Опытный образец Объекта 277. Обратите внимание на изогнутую лобовую пластину вместо «щучьего носа» на ИС-3 и Т-10
Опытный образец Объекта 277. Обратите внимание на изогнутую лобовую пластину вместо «щучьего носа» на ИС-3 и Т-10

Толщина бортовой брони Объекта 277 достоверно не известна, но, взяв за образец корпус Т-10, она, вероятно, составляла от 80 до 90 мм.

Весь корпус был длиннее, чем у Т-10, вследствие чего с каждой стороны были добавлены дополнительные опорные катки.

На верхней части корпуса находилась большая полусферическая литая башня чрезвычайно толстой конструкции. Толщина передней части была более 290 мм! Она расширялась по бокам, утончаясь примерно до 138 мм.

Схема башни Объекта 277. Обратите внимание на механическое устройство помощи заряжанию и невероятно толстую броню
Схема башни Объекта 277. Обратите внимание на механическое устройство помощи заряжанию и невероятно толстую броню

Внутри находилась крупная 130-мм пушка М-65. Этот зверь мог стрелять 30-килограммовыми бронебойными (AP) снарядами со скоростью 1000 метров в секунду, а также имел доступ к бронебойным подкалиберным снарядам с оперением (APFSDS).

Во время испытаний было показано, что М-65 пробивает 280 мм стали с 1000 метров штатными бронебойными снарядами. Его снаряды APFSDS имели начальную скорость более 1500 метров в секунду и могли пробить 350 мм стали с расстояния 1000 метров.

Он был оснащен вытяжкой дыма возле дульного тормоза с семью перегородками. Он также был сопряжен с автоматической системой управления огнем.

Ни один западный танк, находившийся на вооружении в то время, не смог бы выдержать попадание М-65 Объекта 277.

Ствол Объекта 277 длиной 7,3 метра (23 фута 11 дюймов) вызывал большой свес. Это вызывало беспокойство, так как орудие могло ударить по земле на неровной местности
Ствол Объекта 277 длиной 7,3 метра (23 фута 11 дюймов) вызывал большой свес. Это вызывало беспокойство, так как орудие могло ударить по земле на неровной местности

Он обладал схожим механизмом заряжания в задней части башни, которое, вероятно, было похоже на то, что использовалось на ИС-7.

Рядом с основным орудием коаксиально устанавливался 14,5-мм пулемет КПВТ.

В башне находился экипаж из трех человек; командир, наводчик и заряжающий. Были установлены прицелы ночного видения и стереоскопический дальномер. Дальномер был установлен над пушкой, а отверстия для оптики видны над пушкой с обеих сторон.

Водитель располагался в передней части корпуса по центру, в результате чего общее количество экипажа достигло четырех человек. Они были защищены системой избыточного давления, которая не допускала проникновения ядерных загрязняющих веществ — признак того, что этот танк был создан для ядерной эры войн.

Всего в Объект 277 весил 60 тонн. Учитывая его уровень защиты и огневую мощь, то, что инженерам удалось сохранить такой низкий вес, является впечатляющим достижением.

Двигатель и коробка передач Объекта 277 располагались сзади
Двигатель и коробка передач Объекта 277 располагались сзади

Для движения этого зверя был установлен 62-литровый дизельный двигатель М-850 V12 мощностью 1090 л.с. Этот двигатель был производным от корабельного двигателя М-50Т, который использовался в ИС-7. Оба были основаны на АЧ-30, который изначально проектировался как авиационный двигатель.

С такой мускулатурой Объект 277, несмотря на вес в 60 тонн, развивал максимальную скорость 55 км/ч.

Отмена проекта

В период с 1958 по 1959 год было построено два прототипа Объекта 277. Для баллистических испытаний был изготовлен дополнительный комплект брони.

В ходе испытаний «Объект 277» продемонстрировал впечатляющие возможности, особенно в отношении пушки М-65 и отличной подвижности для своего веса. С другой стороны, у него также были некоторые недостатки, которые необходимо было исправить, и он считался в целом менее конструктивным, чем его конкурент, Объект 770.

Одним из основных недостатков Объекта 277 была чрезвычайно длинная пушка и переднее расположение башни.

Один из прототипов Объекта 277 был доработан и оснащен газотурбинным двигателем ГТД-1 для испытаний и переименован в Объект 278.

Объект 277 сегодня в Танковом музее в Кубинке
Объект 277 сегодня в Танковом музее в Кубинке

Никита Хрущев стал премьер-министром СССР в 1953 году после смерти Иосифа Сталина. Хрущев уделял большое внимание адаптации новых технологий и считал, что будущее за легкими небольшими танками, несущими ракеты.

Ракеты были достаточно малы, чтобы их можно было установить практически на любое транспортное средство, но при этом обладали достаточной огневой мощью, чтобы поражать самые бронированные тяжелые танки с гораздо больших дистанций. Хрущев питал личную неприязнь к тяжелым танкам, считая их физически и материально-техническими неэффективными и дорогими.

После просмотра демонстрации тяжелого танка в 1960 году он заявил, что любые будущие танки не должны превышать 37 тонн, мгновенно «убив» 60-тонный Объект 277. Его конкуренты, Объект 279 и Объект 770, также постигла та же участь.

Не имея прямого преемника, Т-10 оставался на вооружении в качестве основного тяжелого танка СССР и вскоре полностью устарел из-за таких танков, как Т-64. Интересно, что к моменту полного снятия Т-10 с вооружения Советского Союза уже не существовало.

Сегодня сохранились отдельные экземпляры всех трех этих танков, которые вместе находятся в Танковом музее Кубинки.

🔥 Подписывайтесь на канал – это лучший способ поддержать!
👍 Поддержите статью лайком, если было интересно.
💬 Не забывайте делиться своим мнением в комментариях!
Телеграм канал