Линия Мажино – французское укрепление, которое было единственным препятствием для германской армии, готовой вторгнуться в Западную Европу. Бетонные блокгаузы, бункеры и сеть железнодорожных путей пугали Гитлера, который считал, что для прорыва обороны ему потребуется чудо. Этим чудом должно было стать детище сталелитейной компании Krupp – супер оружие невиданной мощи.
Инженерное решение
Немецкий инженер Эрих Мюллер не стал изобретать нечто совершенно новое. Видимо у изобретателя было хорошо развито линейное мышление, поэтому он решил, что для разрушения 22-футовой толщи бетона с 3-футовой стальной обшивкой потребуется огромная пушка. Все просто.
Эрих Мюллер представил на суд немецкого верховного командования гигантский пистолет калибром 31 дюйм. Этот монстр стреляет снарядом массой свыше 10 тонн на расстояние до 30 миль. Длина ствола достигала 100 футов в длину. На 30-метровом стволе этого оружия спокойно помещались 22 человека. Высота оружия достигала 12 м, длина – 47 м, а масса равнялась 1250 т.
Назвали это чудо-оружие “Великий Густав”. Пистолет-голиаф был больше похож на здание высотой в четыре этажа. Второй экземпляр назывался “Дора”, который предназначался для Сталинграда. Снаряды должны были разнести в клочья любое укрепление на линии Мажино и не только. Эти чудовища вели огонь боеприпасами, размер которых был больше, чем рост двух человек, а масса достигала 20 тыс. фунтов. Для перемещения пушки использовалась пара параллельных рельсовых колес, перемещающихся по специальным направляющим.
К моменту вторжения Гитлера во Францию пушки еще не были готовы, поэтому военную кампанию начали без них. Благодаря численному превосходству немецкие войска смяли французскую оборону, и Франция пала. Гитлер не оставил мысли использовать разрушительное невиданной мощи, поэтому было решено направить его на осаду Севастополя. На размещение устройства ушло пять недель и труд 4000 рабочих.
Транспортировка
Для перевозки монстра использовался железнодорожный транспорт. Под Севастополь орудие было доставлено 5-ю поездами в 106 вагонах:
1-й поезд: обслуга (672-й артдивизион, около 500 человек), 43 вагона;
2-й поезд, вспомогательное оборудование и монтажный кран, 16 вагонов;
3-й поезд: части пушки и мастерская, 17 вагонов;
4-й поезд: механизмы заряжания и ствол, 20 вагонов;
5-й поезд: боеприпасы, 10 вагонов.
Боевое применение
Во время севастопольской кампании “Шверер Густав” выпустил всего 48 снарядов. Примечательно, что только один попал в цель и вызвал взрыв склада боеприпасов, находившегося на глубине 27 метров. Остальные снаряды проникали в грунт на глубину 12 метров и после взрыва оставляли воронку каплеобразной формы диаметром 3 метра. Таким образом, чудо-пушка устрашала защитников Севастополя больше своим грозным видом, не причиняя реального урона.
После Севастополя ствол требовал проведения калибровки, поэтому его отправили на обратно заводы Круппа. Запасной ствол установили на машину, которую отправили под Ленинград. Атака на осажденный город была отменена и орудие направили в Эссен на ремонт.
Второй раз чудовищное оружие немцы применили во время Варшавского восстания. На этот раз по столице Польше было выпущено более 30 снарядов.
Конец “Толстого Густава”
Практичные немцы – далеко не дураки. Они после первого применения орудия “Шверер Густав” сразу поняли, что оно непрактично от слова совсем. Для того чтобы пушка могла совершить один выстрел требовалось неимоверная уйма людей. Такая роскошь непозволительная во время боя – это ясно как день.
Перемещение орудия – это отдельная история, которая требует огромных усилий и средств, а о скрытности вообще речь не идет. Для самолетов такая гигантская цель была доступна с любой высоты. При перемещении оружия на гусеницах возникала другая проблема – не всякая местность пригодна для движения. Более того, пути нужно было прокладывать заранее, поэтому для вражеских шпионов передвижение войск было предсказуемо.
Стоимость обслуживания и боеприпасов просто зашкаливали, поэтому оправдать с экономической точки зрение использование такого оружия нельзя никак. Более доступные, быстрые и скрытные танки позволяли решать те же задачи, но с меньшими затратами.
Все эти недостатки стали причиной логического конца Толстого Густава, которого попросту уволили. Оружие было разобрано, чтобы враги не могли догадаться о его конструкции. Это удалось немцам на 100%, так как точное местонахождение деталей неизвестно до сих пор.