Найти тему
МИР (Море История Россия)

Кое-что о румынском флоте на Черном море.

Вы думаете, мы закончили с румынским флотом на Черном море?

«Касса» (которая потом носила имя  «Debrecen»). Она жива по сию пору.
«Касса» (которая потом носила имя «Debrecen»). Она жива по сию пору.

Да, как бы, не так. Мы подошли к самому интересному. Наша история начнется немного непривычно. Жил, да был… (шучу). Шучу-то я конечно шучу, но, у «Тиссы», «Кассы» (которая потом носила имя «Debrecen»), и «Kolozsvar» (который стал потом «Уралом»), была еще одна сестричка (ну, или братик), которого звали «Ungvar». Все эти корабли были спущены на воду в Венгрии на заводе Ganz és Tsa. Villamossági-, Gép-, Waggon- és Hajógyár RT. «Ungvar» был последним (ну, если не считать многочисленных послевоенных судов, построенных для СССР: «Десна», «Маныч», «Симеиз», «Кальмиус», «кореиз», «Масандра», «Дон», «Ливадия»).

Из книги мадьярского историка техники и флота Габора Жигмонда (заместитель генерального директора Венгерского музея науки, техники и транспорта): "В составе группы армий ,,Юг" и венгерский ,,мобильный корпус" присутствовал. 23 июля, из района Тульчина, с западного берега Буга, в составе 17. немецкой армии он двинулся в сторону Черного моря. Пока моторные суда ,,Касса" и ,,Тисса" удалось сдать в аренду за 2000 марок в день (каждое), то согласно договору от 12 июля 1941 года ,,Унгвар" и вышедший в свой первый путь ,,Коложвар" уже сдавались за 1500 марок в день, ,,Сэгед" за 975, а ,,Будапешт" за 750 в сутки." Суда, как правило, перевозили авиабомбы, мины, боеприпасы и авиабензин, но после того, как было принято решение о переброске Словацкого Экспедиционного Корпуса на Восточный-фронт, часть подразделений перебрасывались по Дунаю, а затем морем, отчасти венгерскими транспортами, о чем и фотографии свидетельствуют. В этой операции принимали участие ,,Тисса", ,,Касса" и ,,Коложвар". Путь проходил, как правило, на Одессу и Николаев, но позже венгерские транспорты дошли до Ялты, Керчи и портов побережья Кубани".

Предположительно,  "Kolozsvar" поднятый со дна моря, и ставший "Уралом". Катер сзади, думаю угадают все "черноморцы"
Предположительно, "Kolozsvar" поднятый со дна моря, и ставший "Уралом". Катер сзади, думаю угадают все "черноморцы"

Были эти суда сданы во фрахт немцам, и работали они достаточно плодотворно на Германию. Правда, «Ungvar» трудился недолго. Введи его в строй в мае 1941 года. А, в ноябре…

Утром 9 ноября 1941 года "Унгвар" шел из Сулины, Румыния, в Одессу, Украина, с грузом в 916 тонн авиационных бомб, 306 тонн боеприпасов к зенитному оружию, 141 тонну бензина и 469 тонн продовольствия. Сопровождали его два румынских торпедных катера (новеньких, английской постройки):

1)"Viforul" Бортовой № 1 (Строит. № 1943) Английский торпедный катер (Motor Torpedo Boat) MTB 20 заложен верфью "Vosper Shipbuilders Engineers Ltd" в Портсмуте в 1939, спущен в 1939, в январе 1940 продан Румынии, передан Румынии 16 февраля 1940, с апреля 1940 по май 1940 переведен в Галац и 1 июня 1940 введен в ВМС Румынии.

2) "Vijelia" Бортовой № 2 (Строит. № 1942), который под номером MTB 21 который был заложен той же в 1939, спущен в 1939, в январе 1940 продан Румынии, и, передан Румынии 16 февраля 1940

Не ведали ни на транспорте, ни на кораблях эскорта, что злые русские (с эсминцев «Смышлёный» и «Бодрый») мин под Одессой накидали. И, вот около 10 часов транспорт в 9 милях южнее Одессы транспорт натыкается на мину, и быстро-быстро тонет. Погибли 34 человека, включая венгров (из состава команды) и немецких зенитчиков. Кроме того, на дно ушел штаб одного немецкого соединения Дунайской флотилии во главе с корветтен-капитаном Ф.Питцелем. И, ладно бы сам транспорт ушел на дно, но взыв боезапаса на нем потопил оба торпедных катера, сопровождавших транспорт.

Так у Румынии остался один торпедный катер английской постройки. "Viscolul" Бортовой № 3 (Строит. № 1945) построенный под именем MTB 23. Катер 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце, 14 сентября 1944 введен в ЧФ как торпедный катер ТК-955, исключен из состава ВМФ СССР 6 ноября 1945, 12 октября 1945 возвращен Румынии в Галаце.

-3

Все эти данные мы давали ранее, но были еще катера. Бывшие торпедные катера ВМС Нидерландов с деревянным корпусом, аналогичные торпедным катерам класса Vosper, строившиеся на судоверфи Werf Gusto (Скидам, Нидерланды) по лицензии фирмы British Power Boat. Захвачены германскими войсками в мае 1940 г . в недостроенном состоянии и достроены в Галаце (Румыния) с использованием авиационных моторов с британских самолетов, сбитых над Европой. Переданы Румынии и вошли в состав ее ВМС под названиями "Vedenia", "Vantul", "Vijelia", "Viforul", "Vartejul", "Vulcanul".

-4

1. "Vedenia" Бортовой № 4 Это голландский торпедный катер (Torpedomotorboot) тип TM 54-TM 61 (стр. № M 4-M 11) заказан верфи "Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders" в Схидаме в марте 1940, заложен в 1940. По логике, катер голландцы должны были уничтожить в мае 1940, но несмотря на приказ верховного главнокомандующего генерала Винкельмана катер не уничтожили.

В июне 1940 катер зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) S 203. а в 1941 он был передан Румынии. Катер перевезен из Схидама в Гамбург на борту грузового судна, затем доставлен по Эльбе в Дрезден, где погружен на автоплатформу и перевезен в Линц, затем отбуксирован по Дунаю в Галац, куда прибыл 20 марта 1942. Катер достроен верфью "Şantierul Naval Galaţi" в Галаце, введен в ВМС Румынии в апреле 1944, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце

Примерно та же судьба была у катеров:

2. "Vântul" Бортовой № 5

3. "Vijelia" Бортовой № 6 (новый)

4. "Viforul" Бортовой № 7 (новый)

5. "Vârtejul" Бортовой № 8

6. "Vulcanul" Бортовой № 9

Еще два катера этой серии попали к болгарам (но то отдельная история).

-5

Следующую информацию по румынскому флоту начнем с 1918 года. Ибо в ходе оккупации части территории бывшей Российской Империи румынам достались несколько плавсредств. Не имея возможности их эвакуировать, советские власти оставили в различных портах Бессарабии подводную лодку № 3, корабль «Одесса», тральщик «Юлия», восемь мелких речных судов, курьерское судно и несколько судов обеспечения. Они включались в состав румынского флота. Но были два плавсредства, которые вошли в состав их флота, и находились в строю в 1941-м.

Две бывшие российские плавучие батареи, К-2 и К-7, были захвачены румынами в устье Дуная. Эти корабли, имели водоизмещение 255 длинных тонн (259 т), длиной 54,7 метра (179 футов 6 дюймов) с шириной 7,1 метра (23 фута 4 дюйма) и осадкой 1,2 метра (3 фута 11 дюймов).

Что это? Да, это наши «болиндеры», оснащенные двумя 152-мм пушками Канэ (из особого запаса). Наткнулся я на эту информацию совершенно случайно, просматривая данные о том, куда делись пушки с Севастопольских батарей. Да, действительно, орудия из Севастополя попали в Рени, там их и установили на «болиндеры», для которых не хватило дизелей.

Следующая интересная информация. Многие читали мемуары Джунио Валерио Боргезе. Он дает информацию по X флотилии МАС на Черном море. Ну, а потом-то она куда делась? А. вот об этом мы поговорим в следующей статье.