Вы думаете, мы закончили с румынским флотом на Черном море?
Да, как бы, не так. Мы подошли к самому интересному. Наша история начнется немного непривычно. Жил, да был… (шучу). Шучу-то я конечно шучу, но, у «Тиссы», «Кассы» (которая потом носила имя «Debrecen»), и «Kolozsvar» (который стал потом «Уралом»), была еще одна сестричка (ну, или братик), которого звали «Ungvar». Все эти корабли были спущены на воду в Венгрии на заводе Ganz és Tsa. Villamossági-, Gép-, Waggon- és Hajógyár RT. «Ungvar» был последним (ну, если не считать многочисленных послевоенных судов, построенных для СССР: «Десна», «Маныч», «Симеиз», «Кальмиус», «кореиз», «Масандра», «Дон», «Ливадия»).
Из книги мадьярского историка техники и флота Габора Жигмонда (заместитель генерального директора Венгерского музея науки, техники и транспорта): "В составе группы армий ,,Юг" и венгерский ,,мобильный корпус" присутствовал. 23 июля, из района Тульчина, с западного берега Буга, в составе 17. немецкой армии он двинулся в сторону Черного моря. Пока моторные суда ,,Касса" и ,,Тисса" удалось сдать в аренду за 2000 марок в день (каждое), то согласно договору от 12 июля 1941 года ,,Унгвар" и вышедший в свой первый путь ,,Коложвар" уже сдавались за 1500 марок в день, ,,Сэгед" за 975, а ,,Будапешт" за 750 в сутки." Суда, как правило, перевозили авиабомбы, мины, боеприпасы и авиабензин, но после того, как было принято решение о переброске Словацкого Экспедиционного Корпуса на Восточный-фронт, часть подразделений перебрасывались по Дунаю, а затем морем, отчасти венгерскими транспортами, о чем и фотографии свидетельствуют. В этой операции принимали участие ,,Тисса", ,,Касса" и ,,Коложвар". Путь проходил, как правило, на Одессу и Николаев, но позже венгерские транспорты дошли до Ялты, Керчи и портов побережья Кубани".
Были эти суда сданы во фрахт немцам, и работали они достаточно плодотворно на Германию. Правда, «Ungvar» трудился недолго. Введи его в строй в мае 1941 года. А, в ноябре…
Утром 9 ноября 1941 года "Унгвар" шел из Сулины, Румыния, в Одессу, Украина, с грузом в 916 тонн авиационных бомб, 306 тонн боеприпасов к зенитному оружию, 141 тонну бензина и 469 тонн продовольствия. Сопровождали его два румынских торпедных катера (новеньких, английской постройки):
1)"Viforul" Бортовой № 1 (Строит. № 1943) Английский торпедный катер (Motor Torpedo Boat) MTB 20 заложен верфью "Vosper Shipbuilders Engineers Ltd" в Портсмуте в 1939, спущен в 1939, в январе 1940 продан Румынии, передан Румынии 16 февраля 1940, с апреля 1940 по май 1940 переведен в Галац и 1 июня 1940 введен в ВМС Румынии.
2) "Vijelia" Бортовой № 2 (Строит. № 1942), который под номером MTB 21 который был заложен той же в 1939, спущен в 1939, в январе 1940 продан Румынии, и, передан Румынии 16 февраля 1940
Не ведали ни на транспорте, ни на кораблях эскорта, что злые русские (с эсминцев «Смышлёный» и «Бодрый») мин под Одессой накидали. И, вот около 10 часов транспорт в 9 милях южнее Одессы транспорт натыкается на мину, и быстро-быстро тонет. Погибли 34 человека, включая венгров (из состава команды) и немецких зенитчиков. Кроме того, на дно ушел штаб одного немецкого соединения Дунайской флотилии во главе с корветтен-капитаном Ф.Питцелем. И, ладно бы сам транспорт ушел на дно, но взыв боезапаса на нем потопил оба торпедных катера, сопровождавших транспорт.
Так у Румынии остался один торпедный катер английской постройки. "Viscolul" Бортовой № 3 (Строит. № 1945) построенный под именем MTB 23. Катер 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце, 14 сентября 1944 введен в ЧФ как торпедный катер ТК-955, исключен из состава ВМФ СССР 6 ноября 1945, 12 октября 1945 возвращен Румынии в Галаце.
Все эти данные мы давали ранее, но были еще катера. Бывшие торпедные катера ВМС Нидерландов с деревянным корпусом, аналогичные торпедным катерам класса Vosper, строившиеся на судоверфи Werf Gusto (Скидам, Нидерланды) по лицензии фирмы British Power Boat. Захвачены германскими войсками в мае 1940 г . в недостроенном состоянии и достроены в Галаце (Румыния) с использованием авиационных моторов с британских самолетов, сбитых над Европой. Переданы Румынии и вошли в состав ее ВМС под названиями "Vedenia", "Vantul", "Vijelia", "Viforul", "Vartejul", "Vulcanul".
1. "Vedenia" Бортовой № 4 Это голландский торпедный катер (Torpedomotorboot) тип TM 54-TM 61 (стр. № M 4-M 11) заказан верфи "Scheepswerf en Machinefabriek Werf Gusto v/h A.F. Smulders" в Схидаме в марте 1940, заложен в 1940. По логике, катер голландцы должны были уничтожить в мае 1940, но несмотря на приказ верховного главнокомандующего генерала Винкельмана катер не уничтожили.
В июне 1940 катер зачислен в ВМС Германии как торпедный катер (Schnellboot) S 203. а в 1941 он был передан Румынии. Катер перевезен из Схидама в Гамбург на борту грузового судна, затем доставлен по Эльбе в Дрезден, где погружен на автоплатформу и перевезен в Линц, затем отбуксирован по Дунаю в Галац, куда прибыл 20 марта 1942. Катер достроен верфью "Şantierul Naval Galaţi" в Галаце, введен в ВМС Румынии в апреле 1944, 5 сентября 1944 захвачен СССР в Констанце
Примерно та же судьба была у катеров:
2. "Vântul" Бортовой № 5
3. "Vijelia" Бортовой № 6 (новый)
4. "Viforul" Бортовой № 7 (новый)
5. "Vârtejul" Бортовой № 8
6. "Vulcanul" Бортовой № 9
Еще два катера этой серии попали к болгарам (но то отдельная история).
Следующую информацию по румынскому флоту начнем с 1918 года. Ибо в ходе оккупации части территории бывшей Российской Империи румынам достались несколько плавсредств. Не имея возможности их эвакуировать, советские власти оставили в различных портах Бессарабии подводную лодку № 3, корабль «Одесса», тральщик «Юлия», восемь мелких речных судов, курьерское судно и несколько судов обеспечения. Они включались в состав румынского флота. Но были два плавсредства, которые вошли в состав их флота, и находились в строю в 1941-м.
Две бывшие российские плавучие батареи, К-2 и К-7, были захвачены румынами в устье Дуная. Эти корабли, имели водоизмещение 255 длинных тонн (259 т), длиной 54,7 метра (179 футов 6 дюймов) с шириной 7,1 метра (23 фута 4 дюйма) и осадкой 1,2 метра (3 фута 11 дюймов).
Что это? Да, это наши «болиндеры», оснащенные двумя 152-мм пушками Канэ (из особого запаса). Наткнулся я на эту информацию совершенно случайно, просматривая данные о том, куда делись пушки с Севастопольских батарей. Да, действительно, орудия из Севастополя попали в Рени, там их и установили на «болиндеры», для которых не хватило дизелей.
Следующая интересная информация. Многие читали мемуары Джунио Валерио Боргезе. Он дает информацию по X флотилии МАС на Черном море. Ну, а потом-то она куда делась? А. вот об этом мы поговорим в следующей статье.