Найти тему
Around Art

Музыка и хореография в бронзе и стекле, темпере и пастели и даже куклах

Мини-эссе о скульпторе Нине Кухтевич

Текст: Галина Мумрикова

Балет – тема в искусстве благородная, но неблагодарная. В поэзии ну кто лучше нашего Пушкина скажет про «душой исполненный полет», а в прозе критики скрупулезно и грамотно разобрали каждый во всяком случае классический балет, что и добавить больше нечего. Публику же сейчас куда больше интересует всякого рода закулисье, в том числе и балетное. Но сейчас не об этом…

Афиша выставки Нины Кухтевич
Афиша выставки Нины Кухтевич

Балет – движение в музыке, музыка в движении, не оставлял художникам никакой альтернативы: создай образ, изобрази аттитюд или арабеск танцовщицы или танцовщика – и… что еще нужно? В живописи стоит вспомнить «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега, «Балерину» Анри Тулуз-Лотрека. А блистательная «Анна Павлова в балете «Сильфида» кисти Валентина Серова»! В скульптуре замечательная Елена Янсон-Манизер, воплотила в гипсе, бронзе, фарфоре незабываемых Уланову, Лавровского, Лепешинскую и многих других в образах, которые они создавали на сцене. Но это все в прошлом.

Кто же сейчас принял балетную эстафету?

Художник и скульптор Нина Кухтевич, в 18 лет устроившись декоратором в Мариинский театр (в те годы Кировский), считает это время самым счастливым в своей жизни. Ну еще бы! Она ж видела, что называется, всю блистательную плеяду тогдашних танцовщиков: Михаила Барышникова и Габриэлу Комлеву, Ирину Колпакову и Нинель Кургапкину, Аллу Шелест и многих других. Ее путь в художничество в общем-то был стандартным – городская художественная школа, потом учеба на отделении скульптуры старейшего в северной столице художественного училища им. В.А.Серова (сейчас им.Н.К.Рериха).

В 1977-м Нина Кухтевич переехала в Москву – и перед ней открылось закулисье Большого, где она могла видеть таких «звезд» как Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Марис Лиепа, Наталья Бессмертнова и другие. Так появились, все время увеличиваясь, папки с зарисовками и набросками с классов, репетиций, спектаклей. Ее материалы – бумага, акварель, тушь, перо, пастель, темпера, но главный – бронза. А еще стекло. Нашла она и свой авторский стиль.

Нина Кухтевич еще в 1980-м вступила в Союз художников и начала участвовать в самых разнообразных конкурсах и выставках, заслуженно получая медали и награды. Впрочем, выставки и награды не были самоцелью. Было желание показать свой любимый балет, свое представление и видение танца, свой полет.

Жизель. Бронза. 2018 г.
Жизель. Бронза. 2018 г.
Жизель. Бронза, стекло. 2022 г.
Жизель. Бронза, стекло. 2022 г.
Жизель. Бронза, змеевик. 2023 г.
Жизель. Бронза, змеевик. 2023 г.
Мирта из балета "Жизель. Бронза, змеевик. 2017 г.
Мирта из балета "Жизель. Бронза, змеевик. 2017 г.
Мирта из балета "Жизель". Бронза, змеевик. 2017 г.
Мирта из балета "Жизель". Бронза, змеевик. 2017 г.

Вот и сейчас на ВДНХ проходит персональная выставка скульптур Нины Кухтевич, которая называется «Волшебный мир балета». Павильон «Цветоводство и озеленение», конечно, не совсем то выставочное пространство, где идеально смотрятся скульптуры, да и расставили их по всему пространству, а не в одном месте, но речь-то не об этом, а о самих работах. В конце концов, балет и цветы – весьма неплохое сочетание.

Бронзовые Жизели, легкие, воздушные, не конкретные портреты известных балерин, нет. Это Образы самой Жизели и эфемерных виллис. Слегка стилизованные, передающие грустную, сказочную фантастичность призрачных виллис, не познавших счастья земной любви. Их повелительница Мирта – совсем другая, в ее облике чувствуется надменность, властность. Кстати, 130 лет назад в Мариинке в роли Жизели дебютировала Анна Павлова.

"Шопениана". Бронза, змеевик. 2021 г.
"Шопениана". Бронза, змеевик. 2021 г.
"Баядерка". Бронза, змеевик. 2021 г.
"Баядерка". Бронза, змеевик. 2021 г.

Бронзовый дуэт в романтической «Шопениане» – сам полет, в котором полонезы и вальсы, мазурки и прелюды гармонично переплетаются, и в этом плие музыки и танца уже нет ничего трагического, а лишь торжество любви и красоты.

Кармен-сюита. Посвящается Майе Плисецкой. Бронза, змеевик, стекло. 2020 г.
Кармен-сюита. Посвящается Майе Плисецкой. Бронза, змеевик, стекло. 2020 г.

Посвящение Майе Плисецкой – это, конечно же, ее Кармен. Стилизация здесь вообще иная: свобода без всяких компромиссов. И больше ничего. Такой была и сама Плисецкая – а была она свободолюбивой и бескомпромиссной.

Владимир Васильев в роли Спартака. На выставке
Владимир Васильев в роли Спартака. На выставке
А вот Спартак в мастерской
А вот Спартак в мастерской

55 лет в этом году исполняется и одному из самых популярнейших балетов нашего времени – «Спартаку» в хореографии Юрия Григоровича. Владимира Васильева в роли Спартака Нина Кухтевич показывала на выставках не один раз. Скульптура-то в общем небольшая, но настолько экспрессивная, что в любой экспозиции кажется, что она заполняет собой все пространство.

Балерины в мастерской
Балерины в мастерской
Знакомый образ
Знакомый образ
Еще один образ...
Еще один образ...
Это уже кукла
Это уже кукла
Маша из "Щелкунчика"
Маша из "Щелкунчика"
Китайская кукла из балета "Щелкунчик"
Китайская кукла из балета "Щелкунчик"
Еще одна китайская кукла из балета "Щелкунчик"
Еще одна китайская кукла из балета "Щелкунчик"
Куклы из "Щелкунчика" на холсте
Куклы из "Щелкунчика" на холсте
... И снова балерины
... И снова балерины
Чей-то образ...
Чей-то образ...

Побывав в мастерской Нины Михайловны, я никак не ожидала, что попаду в домашний музей. На стенах, на полу, на столах в основном все тот же балет – картины, графика, фотографии. Тут выяснилось, что когда-то Нина Кухтевич даже коллекционировала кукол, но потом бросила это занятие. Свои куклы тоже делала. Они сейчас мирно живут за стеклом, так сказать, соседствуют друг с другом: Жизель-кукла, Маша-девочка из «Щелкунчика», оттуда же китайские куклы, равно как и китайские куклы, но в других костюмах, уже на холсте. И снова балерины, и снова образы, и снова балетные персонажи. В мастерской они просто стоят на постаментах, застыв в движении, на котором остановилась рука художника. Они ждут своего часа. Они привыкли к зрителю. На них должны смотреть. Ими должны любоваться – такова их театральная художественная участь.

#искусство#скульптура#изобразительное искусство#выставки#ВДНХ#павильон Цветоводство и озеленение#выставка Волшебный мир балета#Нина Кухтевич