Найти тему
Сказы Истории

Тверской купец Афанасий Никитин – первый европеец, открывший Индию или заложник обстоятельств?

Ему было 33 года, когда он отправился на Кавказ в Ширвану, чтобы выгодно продать пушнину, однако обстоятельства сложились так, что он попал в Индию, провел в дальних странах 6 лет, умер в 39 лет, возвращаясь на Родину, не доехав до дома 400 км. Его путешествие началось в 1466 году в Твери, а закончилось в 1472 году в Смоленске.

Средневековая Индия глазами Афанасия Никитина
Средневековая Индия глазами Афанасия Никитина

Афанасий Никитин вошел в историю как один из первых европейцев, которому удалось совершить длительное путешествие в Персию, Турцию и Индию. Свои удивительные открытия и достижения он записывал в тетрадь, которая впоследствии была издана как книга и называлась «Хождение за три моря».

Первое море - Каспийское

Афанасий не планировал путешествие, и уж точно не помышлял «открывать» Индию. Но обстоятельства сложились иначе.

Он был купец и хотел продать ценную пушнину подороже в далекой прикаспийской стране Ширване, купить местный жемчуг и с новым товаром вернуться домой. Весной 1466 года, погрузив товары на ладьи и получив благословение князя Михаила Борисовича Тверского и владыки Геннадия,Афанасий Никитин вышел на двух судах из родной Твери.

-2

Попутчиков Афанасий нашёл удачно. Как раз в это время плыл вниз по Волге в Ширван Хасан-бек, посол Ширван-шаха, возвращаясь домой от московского царя Ивана III со своим караваном. Афанасий пристроил к каравану два своих судна, поскольку путь был опасный, в низовьях Волги располагалась Золотая Орда.

Маршрут хождений Афанасия Никитина
Маршрут хождений Афанасия Никитина

Без происшествий добрались купцы до Казани, а потом и до столицы Золотой Орды - Сарая. У них была охранная великокняжеская грамота, которая везде имела пропускную силу.

В устье Волги располагался древний город Хазтарахан (Астрахань), где Восток торговал с Западом. Здесь с караваном произошла первая крупная неприятность. На них напали местные «поганые татарины», промышлявшие разбоем и пообещавшие провести корабли купцов безопасным путём по рукаву Волги до устья. Обманом вывели суда на мель, после чего напали и разграбили товар.
Разбойники оставили купцам два корабля и не велели возвращаться назад, чтобы они не пожаловались местным властям на разбой и произвол. Афанасий вынужден был двигаться дальше по Каспийскому морю в город Дербент.

Так Никитин оказался в чужом государстве с двумя кораблями практически без денег и путей к отступлению. Вариант оставался один — двигаться дальше на юг в надежде отыскать невиданные товары, способные компенсировать его убытки.

Афанасий продолжил путь из Дербента до Баку, где он поселился на некоторое время, чтобы заработать на жизнь, и нанялся в работники: черпать вёдрами чёрную маслянистую жидкость – нефть.

Хождение по Персии

Афанасий понимал, что не может вернуться домой без товара и выручки. Это означало бесчестье и долговую яму. Общаясь с купцами, он узнал о сказочной стране Индии, богатой пряностями и другими невиданными товарами. Афанасий не терял надежды поправить дела и вышел из Баку. Приплыл в город Чапакур на южный берег Каспийского моря и провёл там полгода на заработках. Корабли пришлось продать.

Персия, историческая область в южном Иране. Сухопутная часть маршрута Афанасия Никитина
Персия, историческая область в южном Иране. Сухопутная часть маршрута Афанасия Никитина

Дальше Афанасий пошёл пешком по территории Персии, останавливаясь в некоторых городах или селениях по месяцу, чтобы зарабатывать на еду и дорогу, работа была подсобная и малооплачиваемая. В таких странствиях он пересёк горный хребет, потом его ждал долгий путь по безводной пустыне Деште-Кевир и, наконец, он дошёл до острова Ормуз в Персидском заливе, славящегося своим жемчугом.

Второе море - Аравийское

Странствия по хребтам и перевалам Иранского нагорья, тяжелая работа в местах остановок подорвали его здоровье. С начала путешествия прошло три года, а заработать денег на покупку товара не получалось. Но все таки ему удалось скопить сумму на покупку персидского скакуна, чтобы удачно продать его, так как узнал, что индийские султаны ценят породистых жеребцов. Он садится на парусник и плывет по Аравийскому морю к берегам Индии.

Хождение по Индии

Через месяц пути он ступил на берег загадочной страны. И опять продолжаются пешие странствия по плоскогорью до Центральной Индии. Опять он останавливается в селениях и зарабатывает деньги на пропитание себе и жеребцу на продолжение пути.

Индия его изумила, поразила, удивила, и он начинает делать записи обо всем, что вокруг него происходит. Он отмечает, что: «сельские люди очень бедны», ходят «все наги и босы», а «бояре богаты и роскошны» и ездят «на людях» (на носилках). Поразили его боевые слоны, покрытые булатными доспехами: «к хоботу и клыкам привязаны мечи кованые» и «делают на них городки», крепости, за которым прячутся воины с луками. У него вызывали удивление обычаи местных жителей, их одежда и еда и он сам, светловолосый и голубоглазый, невольно становился центром внимания.

Вот как Никитин описывает индийцев:

«Люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних —фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят - голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт».

Нравы индийских женщин поразили Афанасия:

«В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром; а любят белых людей».

Афанасий видимо пользуется своим положением белого гостя, поскольку в его записках присутствуют цены на местных проституток:

«В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жителя; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жителей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 6 фун —хороша и черна, черная-пречерная амьчюкь маленькая, хороша».

За время, проведенное в Индии Афанасий выучил язык, стал соблюдать местные обычаи, принял новое имя – ходжа Юсуф Хорасани.

Он заводил новые знакомства, находил провожатых, которые показывали ему дорогу вглубь страны к знаменитым торговым городам.

Восточный базар в средние века
Восточный базар в средние века

В городе Джуннаре Афанасий попытался продать своего жеребца, но местный хан давал 1000 золотых монет с условием, чтобы заморский гость стал мусульманином. Афанасий отказался. Изучив рынок, опытный купец заключил, что возить товар из Индии на Русь невыгодно.

Купить специи можно дёшево, но пошлины на провоз морем будут разорительны. А на море ещё и разбойники. И в торговом городе Бидаре он подтвердил: «На Русскую землю товара нет». Выходит, ничего интересного с коммерческой точки зрения в Индии он не нашёл. В Бидаре Афанасий всё-таки продал жеребца, но остался в минусе, потому что до этого весь год кормил животное и потратил больше, чем заработал.

Афанасий принимает решение о возвращении на родину. За все это время он не смог заработать денег ни на корабль, ни на товар, приходилось возвращаться с пустыми руками.

Третье море - Черное

Однако, ситуация изменилась. Персия оказалась втянутой в междоусобную войну, и дорога по которой он пришел сделалась опасной. Тогда он сторговался за два золотых, сел на корабль и поплыл по Аравийскому морю до Ормуза, затем двигался по суше на северо-запад через Персию, Сирию, Турцию, пока не добрался до Трапезунда. Сев на корабль, он пересек третье море – Черное и оказался в Кафе (Феодосии).

По Днепру, с попутными караванами, Афанасий доплыл до Киева и направился в сторону Смоленска. Однако, он умер, не дойдя до Смоленска, возможно от того, что ослабленный уставший организм не мог больше сопротивляться болезням, а до родной Твери оставалось всего 400 километров. Из имущества при нем было только несколько тетрадей, исписанных его рукой.

Памятник Афанасию Никитину в Твери. 1955 год.
Памятник Афанасию Никитину в Твери. 1955 год.

Товарищи Афанасия передали рукопись дьяку великого князя в Москву. Князь определил её как ценный документ, велел переписать и включить в летописный свод. Позже Николай Карамзин, работая в архивах над «Историей государства Российского», найдёт эту летопись, и сочинение «Хождение за три моря» станет широко известным.

Афанасий Никитин – русский купец совершил свое путешествие более пяти столетий назад, но и по сей день в России и в Индии сохраняют память о нем.

Обелиск Афанасию Никитину в Индии
Обелиск Афанасию Никитину в Индии