В литературе за всё время её существования сформировалось немало типов персонажей, но одним из наиболее частых и интересных в творчестве русских писателей 19 века стал "лишний человек", в свою очередь являющийся ответвлением от понятия "байронический герой". В этой статье я хочу рассказать о популярнейших именах, когда речь идёт о данных архетипах.
Кто такой "байронический герой"?
"Байронический герой" - это романтический архетип персонажа, впервые появившийся в книге Джорджа Гордона Байрона "Паломничество Чайльд-Гарольда", в которой путешественник обладает высоким уровнем интеллекта, притягательной харизмой и романтической загадочностью. Он ставит общественные устои под сомнение, размышляя над ними под разными углами и не стесняясь своих мыслей. В русской литературе этот образ тоже нашёл себе признание, будучи переработанным в "лишнего человека" - зачастую героя с такими же качествами, но не имеющего никакой жизненной цели и не способного развивать свои внутренние таланты и способности или не видящего в этом смысла.
Евгений Онегин.
Скука, сожаление о прошлом, равнодушие к жизни и к обществу - конечно, это всё про Евгения Онегина - главного героя одноимённого романа авторства Александра Сергеевича Пушкина. Прекрасно воспитанный дворянин, уставший от развлечений высшего света, в русской деревне тоже не находит ничего интересного для своей избалованной души. Ни балы, ни роскошная еда, ни провинциальная простота не приносят ему никакого счастья, хоть в первые дни нахождения в деревне приезжий и находил, чем заняться, но только потому, что ему всё казалось новым и увлекательным, однако позже его вечный спутник - хандра - всё же достал его. Новоиспечённый помещик живёт бесцельно, его прозябание наполнено тоской и мрачностью, и даже сам Пушкин радуется, что Онегин не застрелился. Однако Евгения нельзя назвать безнадёжным, ведь в его рутине появляется Владимир Ленский. Этот яркий, пылкий, умный и широкообразованный юноша возбуждает в своём приятеле некую ностальгию по былым временам, когда и он сам был таким, высказывает ему себя и свои пламенные чувства к Ольге, а собеседник его не перебивает, ведь ему интересны чувства горячего сердца. Они вместе рассуждают на многие вопросы, приятно проводят время, хоть и совсем разные по натуре. Александр Сергеевич, несмотря на их дружбу, сам признаёт:
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
Можно сказать, что Евгений относится к людям, как к чему-то ему до крайности понятному, поэтому и смотрит на них свысока. Даже в описании его дружбы с Владимиром можно заметить, что он видит своего товарища, как неопытного, не познавшего жизнь мальчика и старается не вмешиваться со своими холодными словами в его жаркие рассуждения. К провинциальным помещикам выходец из Петербурга вовсе не испытывает никакого влечения и явно ставит себя намного выше их..
Григорий Печорин.
Именно с изданием романа "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова и зародилось понятие "лишний человек", в лице которого в нашем случае выступает Печорин - образованный, обаятельный повеса, способный влюбить в себя любую девушку, не прикладывая особых усилий. Он может поддержать разговор на какую угодно тему, прекрасно владеет своими эмоциями, способен читать людей - всё это он использует, чтобы играть с чувствами других ради собственного удовольствия. Григорий Александрович, как и Онегин, разлюбил роскошь высшего света, не видит смысла в своём существовании, ведь сам себе признаётся, что он рождён, чтобы всё портить, а не привносить что-то в этот мир. Рассуждая в таком ключе, он приходит к тому, что он "лишний", потому что у него нет никаких способностей и увлечений.
Люди для юноши - это источники жизненной энергии, ведь он упивается игрой с их судьбами и всегда вмешивается в чью-либо личную жизнь, чтобы испортить всё ради интереса. Именно так и случилось в истории "Княжна Мери", где Печорин проявил свои самые потаённые и мерзкие черты характера. Мешая своему давнему знакомому Грушницкому в приобретении собственного счастья, он влюбляет в себя Мери - объект обожания своего приятеля - при этом сам не видя в ней будущую супругу. Конечно, он делает это ради собственной потребности в чужих разочарованиях. Однако нельзя сказать, что в Печорине не осталось вообще ничего человеческого, что доказывает попытка успеть за своей любовью в конце "Княжны Мери", а также некоторые другие рассказы. Но всё же, как я считаю, отрицательного в нём больше, чем положительного.
Родион Раскольников.
Единственный персонаж в этом обзоре, который является именно "байроническим героем", а не "лишним человеком", потому что главный герой "Преступления и наказания" имеет цель, у него есть таланты, которые он видит, и до начала романа он их развивал, обучаясь в университете. Однако же из-за бедности и затяжной депрессии студент бросил обучение, впав в апатию и бесконечную тоску. Выживал он только из-за мамы с сестрой, которые делали всё, лишь бы заработать денег и отправить их Родиону, при этом сами оставаясь на волоске от нищеты. Они надеялись на него, на его потенциал и интеллект, но Раскольников не смог оправдать их ожидания. Поэтому в его отчаявшееся сознание приходит идея, как можно быстро добыть денег - убийство старушки.
Родион Романович, безусловно, очень образован и вместе с тем может принимать рациональные, выгодные для себя решения в каждой ситуации, что указывает на его высокий уровень интеллекта. Его теория о "дрожащих тварях и право имеющих" вовсе идёт наперекор всем общепринятым моральным и правовым ценностям и ясно показывает нам высокомерное отношение Родиона ко многим людям и его превозношение себя над остальными только потому, что он совершил преступление ради "общего блага". Эта теория явно указывает на некое отвращение своего автора к тем, кто не может решиться на радикальные перемены, порой доходящие и до крайностей, поэтому он и называет таких "материалом", при этом себя относя к "право имеющим", хотя на деле это не так. Раскольников, не признавая своё преступление и не раскаиваясь в нём, не признаёт и человеческие устои и правила, идёт против них. Я считаю, что он - это чистый пример "байронического героя".
На этом я всё! Всем спасибо за прочтение и удачи!
Мои статьи:
Фёдор Достоевский. "Преступление и наказание".
Не стоит село без праведника.
Постойте, не любите!