Фёдор Решетников родом из села Сурско-Литовское 1906 года рождения. Когда-то его отец писал иконы, но мальчик очень рано потерял родителей. За воспитание ребенка взялся старший брат, бросивший ради выживания семьи обучение изобразительному искусству. Маленький Федя помогал ему в мастерской: возился с холстами и красками.
Немного повзрослев, будущий живописец брался за любую работу. До 22-х лет он успел побыть актером, шахтером, маляром, сапожником, плотником. Руководил хором, трудился на железнодорожной станции, а также в спортивной секции. Парень не мог получить достойной должности без соответствующего образования.
Посмотрите картины художника, полистав галерею.
В 1929 году Решетников уехал в Москву, чтобы поступить на рабочий факультет искусств. После его окончания отучился в Ленинградском художественно-техническом институте. Огромное трудолюбие и тяга к знаниям привели его к известности еще в годы студенчества. Уже тогда люди приходили в восторг от его сатирических произведений в жанре графического шаржа. Еще большую славу автору принесли зарисовки из экспедиций в Арктику, где он служил художником-репортером. Взять хотя бы знаменитое полотно «Гибель «Челюскина».
В военное время Фёдор Павлович рисовал патриотические плакаты, мотивирующие к борьбе с захватчиками. Не обходится в его творчестве также без карикатур антигитлеровской направленности.
Послевоенные годы стали для художника периодом расцвета станковой живописи, к которой можно отнести портрет Генералиссимуса СССР Сталина И. В. За него и полотно «Прибыл на каникулы» мастер получил Сталинскую премию второй степени. Награда высоко почиталась в кругах деятелей искусства и составляла 50 тысяч рублей. Невиданные на то время деньги, когда средняя зарплата была всего 500 рублей. Более того, на следующий год Решетникову вручили Сталинскую премию третьей степени и 25 тысяч рублей за работу под названием «За мир». Так сирота из небольшого украинского села стал известным на весь Советский союз художником, не испытывающим трудностей с деньгами.
Его жизненные произведения в жанре социалистического реализма знакомы каждому рожденному в СССР, даже если он человек весьма далекий от искусства. Взять хотя бы картину «Опять двойка», которая ранее постоянно мелькала на страницах советских учебников. Ныне ее можно наблюдать в Третьяковской галерее.
Центральный персонаж – непутевый мальчишка, в который раз получивший плохую отметку. Он стоит среди комнаты с портфелем, весь пунцовый, голова понуро опущена. Школьник виновато прячет глаза от осуждающих или насмешливых взглядов домочадцев. И только собака рада его приходу, не готовая вникать в людскую «драму».
В ней вся суть настоящей бытовой живописи: искренней, трогательной, реалистичной. Ситуация наполнена комизмом и трагизмом одновременно. Она обезоруживает зрителя своей простотой, поскольку понятна и близка каждому: от ученика до родителя.
Картина не лишена юмора, но вместе с тем наставляет всех школьников на «путь истинный». Актуальность этого полотна не утрачена и в наши дни. Недаром выражение «Опять двойка!» давно ушло в народ, плотно там закрепившись в качестве крылатого. Его используют, чтобы подчеркнуть череду каких-то постыдных опусов, ситуации, неудач, поиронизировать над виновником произошедшего.
Кстати, данное произведение – не обособленная работа. «Опять двойка» – уже вторая картина ученической трилогии Фёдора Павловича. До нее была написана «Прибыл на каникулы», а после «Переэкзаменовка».
Интересный факт… Если внимательно рассмотреть комнату, то слева у двери на стене вы увидите ту самую картину «Прибыл на каникулы». Эдакий прямой укор нашкодившему двоечнику от прилежного суворовца.
Но и это еще не все. На полотне «Переэкзаменовка» прямо на стене за мальчишкой, провалившем экзамены, красуется картина «Опять двойка». Таким образом живописец подчеркивает тему покаяния, готовность вчерашнего двоечника стать лучше. Его желание исправиться сильнее соблазна броситься играть в мяч с друзьями, несмотря на их рьяные уговоры. Лицо героя полно решимости.
В рассматриваемой ситуации прописана аллегория взросления, когда необходимо научиться брать на себя ответственность, упорно идти к поставленной цели, не поддаваясь соблазнам. Художник дает нам понять, что мы сами несем ответственность за свои ошибки и только мы сами являемся хозяевами своей судьбы.
Феномен «картины в картине» у Решетникова расширяет возможности художественного искусства. Через него Фёдор не только рассказывает нам поучительную историю. Он глубже раскрывает характер главного героя, его мысли, переживания, мечты, показывает путь становления личности, ее особую силу.
Мастер пишет каждую из этих работ вдумчиво, с душой, полностью погружаясь в сюжет. Возможно, немалую роль в этом сыграла плохая успеваемость в школе его дочери Любаши. Друзья семьи рассказывали, что она не испытывала никакого интереса к учебе, чем вызывала немало тревог у родителей. В частности, у отца эти переживания нашли сублимацию в творчестве, которым мы восхищаемся по сей день.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!