Найти тему
Живописные истории

Необычная иконография Пьеты от французского художника

"Пьета де Нуан (Pietà de Nouans)" французского художника Жана Фуке (1420–1481) неизвестна широкой публике, во многом из-за своей труднодоступности.

Её нельзя обнаружить случайно при посещении крупного музея в Антверпене или Берлине. Чтобы увидеть картину, нужно проехать по небольшим проселочным дорогам к церкви Noauns-les-Fontaines в маленькой деревушке с населением менее 800 человек на окраине Турена.

Фуке выбрал для этого полотна очень оригинальную иконографию. Изображенная сцена находится на полпути между Пьетой и Снятием с креста.

На Пьете обычно изображена Мадонна, держащая на коленях тело своего мертвого сына — эпизод, который в хронологическом порядке находится между снятием Креста и погребением.

Так вот, здесь не Дева Мария, а Никодим и Иосиф Аримафейские держат тело Христово. Они осторожно кладут его на колени матери.

Единственным другим известным примером этой редкой иконографии является «Снятие с креста» Хьюго ван дер Гуса, фламандского художника, современника Фуке. Но работа Ван дер Гуса теперь исчезла и известна только по гравюре и нескольким репликам.

Копия с утерянной картины Хьюго ван дер Гуса
Копия с утерянной картины Хьюго ван дер Гуса

Картина также отличается, как всегда у Фуке, исключительной для живописца XV ​​века геометрией и чистотой.

При долгом разглядывании полотна, мы чувствуем спокойствие, тишину и полное отсутствие насилия или жестокости на ней.

Все в этой сцене наполнено нежностью и кротостью. Ни одна капля крови не вытекает из ран Христа, на его лице нет и следов страдания.

Боль Девы также очень сдержанна. Только скрещенные руки и красные от слез глаза выдают её боль.

-3

Произведение приглашает зрителя к длительной молчаливой медитации. Здесь мы далеки от «экспрессионизма» средневекового «Снятия с креста» или от «театрализации» художников эпохи барокко.

Фуке использует особую технику, чтобы разделить божественных персонажей и простых смертных.

Богородица и Христос имеют нереальный цвет лица, без тени, белый и очень гладкий, их черты и одежды просты и вневременны, а у других персонажей (Иосифа Аримафейского, Никодима, каноника-донотора) характерные лица, напоминающие портреты и их одежда проработана очень детально.

-4

Необычен и выбор фона художником. Фуке не стал использовать ни золотой задник как у средневековых художников, ни пейзажи мастеров эпохи Возрождения, но предпочел расположить своих персонажей на простом квазиабстрактном однотонном сине-зеленом фоне, делая эту сцену вне времени, в вечном священном контексте.