Вы когда-нибудь задумывались, как живут люди, лишённые возможности слышать или говорить? Как они общаются со своими семьёй, друзьями, коллегами, друг с другом? С какими проблемами сталкивается "мир без звуков" и каковы пути их решения? На эти вопросы мы и постарались найти ответы.
Какой бывает немота?
Немота (или мутизм) – это отсутствие возможности говорить при сохранении способности слышать речь других.
Выделяют пять основных типов мутизма: органический (врождённый), кататонический, психогенный, истерический и селективный (выборочный).
Какой бывает глухота?
Глухота – полное или частичное нарушение слухового аппарата, способности воспринимать звук. Глухота может быть врождённой или приобретённой.
Глухие и немые в обществе
Важным фактором, обеспечивающим не только финансовое, но и личностное благополучие человека, является возможность трудоустройства. Как же эта возможность реализуется для глухих и немых людей?
Только в России проживает около 13 миллионов человек, страдающих глухотой в разной степени. Живя в одной стране, мы словно находимся в разных мирах: огромная часть людей не может получить нормальное образование и впоследствии устроиться на работу. Просто посмотрите на цифры: больше половины глухих людей не работают. И чаще всего работодатели не принимают на работу просто из-за страха. Для них глухой человек – это что-то новое и неизвестное. А тем временем глухонемые просто выпадают из общества, замыкаясь в себе.
Русский жестовый язык и дактильная азбука
Отказываясь разговаривать, человек с немотой или глухотой может использовать методы невербального общения: кивание, жесты, мимику. Такие люди нередко носят с собой блокнот и ручку, но это не очень удобно.
Для общения глухонемые и слабослышащие из России и стран СНГ придумали русский жестовый язык (РЖЯ). Хотя придумали – это не совсем верно, потому что русский, английский и многие другие жестовые языки произошли от французского. Как и «обычных» языков, жестовых огромное количество, в зависимости от страны, в которой используется. Есть и международный жестовый язык, но он не популярен и используется крайне редко.
Жесты слегка похожи на иероглифы: один жест может означать сразу несколько слов (и предмет, и человека, и действие).
Кроме того, существует и дактильная азбука, в которой для каждой буквы существует отдельный жест. Такая азбука используется для обозначения имён собственных и специфических терминов.
Понимаем ли мы друг друга?
Информация о количестве носителей РЖЯ на территории РФ существенно различается в разных источниках: от 120 тыс. до 300 тыс. человек. Но все эти числа кажутся ничтожно маленьким в сравнении с числом слабослышащих и глухих людей. Как же понимать друг друга, не владея жестовым языком?
Существуют некоторые простые правила общения с глухими и слабослышащими людьми. Мы решили проверить, насколько хорошо ими владеют современные подростки. В нашем опросе участвовало более 70 школьников, их задача состояла в том, чтобы определить, какие утверждения о людях с глухотой являются верными, а какие - ложными. Утверждения и результаты опроса представлены ниже.
Результаты опроса оказались положительными: большинство ребят знают, как вести себя при встрече с человеком с нарушением речи и слуха. Только утверждение №4 многих ввело в заблуждение. На самом деле не нужно пытаться говорить очень громко: для человека с нарушением слуха это может доставлять дискомфорт и даже причинять боль. Важно помнить об обязательной поддержке зрительного контакта: зачастую глухие и слабослышащие люди ориентируются на выражение лица и мимику, многие умеют читать по губам.
Образовательный проект для глухих и слабослышащих людей Surdoclass выпустил короткую памятку с самыми важными советами для общения.
В заключение хотелось бы напомнить, что глухота и немота не помешали Франциску Гойе, Томасу Эдисону, Стивену Хокингу и многим другим прославиться на весь мир. Нарушения слуха и речи не должны мешать человеку реализовывать свой потенциал! Нам всем необходимо просто чуть более чутко и внимательно относиться к повышенным потребностям глухих, слабослышащих и немых людей.
Материал подготовила: ЕЛИЗАВЕТА ВАКУРОВА
При подготовке статьи использовались материалы из следующих источников: