Бывший 91-й квартал исторической Самары, расположенный в в границах нынешних улиц Красноармейской, Рабочей, Галактионовской и Самарской, богат на утраты! При строительстве в 1932-м году трикотажной фабрики снесли почти треть дореволюционной застройки со стороны ул. Рабочей. Уже в наши дни, при возведении отеля «Лотте» исчез замечательный особняк на усадьбе мещанина Ф.К. Аношина по Красноармейской, 26 с оригинальным кованым балконом и облицованный светлым глазурованным «кабанчиком».
При этом в том же квартале, под тройным адресом Самарская 124/126/128 уверенно стоит небольшое и незатейливое дореволюционное здание, которое своим обликом может претендовать разве что на «фоновую историческую застройку». Согласно реестра ОКН, называется «Домом Д.И. Петровой», отличается ухоженным состоянием и свежим ремонтом. Причина заботливого отношения понятна, если вспомнить, что особнячок имеет еще одно неофициальное название – «Дом матери Ленина». Обо всем по порядку.
Известно, что участок с середины 1880-х имел трех разных владельцев, застройка его состояла из одноэтажного каменного дома и каменной лавки по улице и флигеля со службами во дворе. К 1890-му все три участка оказались в собственности Д.И. Петровой, и новая хозяйка доставшиеся разрозненные строения объединила в целостную городскую усадьбу
В результате перестройки из двух кургузых домиков получилось вполне гармоничное здание, композиционно состоящее из двух частей. Фасад доминирующей за счет большей высоты левой 5-осевой части в свою очередь, тоже визуально разделен. В центральную зоне за тремя узкими близко поставленными окнами второго этажа "читается" помещение большого зала, боковые части с более широкими оконными проемами по обеим сторонам оформлены пилястрами с фигурными вертикальными нишами.
Над окнами с тянутыми наличниками проходит пояс прямых сандриков с треугольным завершением. Подоконное пространство оформлено горизонтальными нишами, рельефный межэтажный карниз декорирован зубцами. Окна первого этажа в средней части оформлены наличниками с прямыми сандриками, в боковых частях лишены декора. Венчает здание широкий карниз на фигурных кронштейнах.
Правая часть здания неплохо вписывается в общую композицию благодаря использованию тех же характерных для "образцовых проектов" элементов фасада - угловых пилястр и межэтажного пояса с нишами, гладких наличников и надоконных сандриков - прямых в первом этаже и завершенных круглой бровкой во втором.
Единственный вход с улицы и отсутствие на первом этаже витринных окон позволяют предположить, что дом полностью предназначался для сдачи под жилье.
О самых известных жильцах дома Петровой, заселившихся в 1902-м году, сохранились сведения из документов жандармского Управления, сообщающие, что «находящаяся под гласным надзором полиции домашняя учительница М. И. Ульянова живет в Самаре вместе с матерью – вдовой статского советника М.А. Ульяновой, определенных занятий не имеет, пособия от казны не получает».Правда, безработной Мария Ильинична оставалась недолго – устроилась на службу в Губернскую земскую Управу (на нынешней Фрунзе,116), а с августа 1902-го трудилась счетоводом на строительстве Самарского сельскохозяйственного училища.
В декабре 1902-го года в Самару приехал Дмитрий Ульянов вместе с молодой женой Антониной, а в марте 1903-го прибыла и Анна Ильинична Елизарова-Ульянова. В Самаре собралась вся семья за исключением Владимира, который в это время вместе с Н.К. Крупской проживал в Лондоне под фамилией Рихтер. Жили Ульяновы просторно, занимая весь второй этаж.
Жандармерия, надо сказать, из поля зрения семью не выпускала. Из тех же полицейских донесений мы узнаем, что летом Ульяновы переселились «на природу», точнее – в село Моркваши. Сызранский исправник доносил губернатору, что «к состоящим под особым надзором полиции ставропольским помещицам Клавдии и Марии Емельяновым-Чирковым, живущим в селе Моркваши, 17 мая из Самары приехали состоящие под негласным надзором полиции врач Дмитрий Ильич Ульянов и его сестра Анна Ильинична, а также мать Ульяновых - Мария Александровна, вдова статского советника, и жена врача Ульянова - Антонина Ивановна, урождённая Нещеретова. В непродолжительном времени ожидается приезд второй сестры врача Ульянова - домашней учительницы Марии Ильиничны Ульяновой, состоящей также под негласным надзором полиции»
Ближе к осени все состоящие под гласным и негласным надзором родственники Ильича вернулись в Самару. В начале октября сестры Ульяновы с матерью выехали в Киев, Дмитрий Ильич с женой – в Одессу.
Дом Д.И. Петровой после революции продолжал служить жильем, в настоящее время сдается в аренду организациям, недавно в нем разместилось самарское отделение ЛДПР.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете