Дорогие друзья! Мы продолжаем рубрику «Не верь глазам своим» и снова ищем обманки в искусстве. Фраза «Не верь глазам своим» ― это часть афоризма Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтёшь надпись “буйвол”, ― не верь глазам своим».
Обманки в искусстве ― это иллюзорные изображения, настолько виртуозно поданные зрителю, что он принимает их за реальность. Обманки играют с восприятием смотрящего, заставляя плоское казаться объёмным, близкое ― далёким, а неживое ― живым. В этом «обмане» есть одна важная особенность: его можно раскрыть, стоит лишь присмотреться.
В прошлой статье мы рассказывали об имитации металлов в керамике. Ещё один распространенный «обман» – имитация камней. Одни из самых древних примеров таких «обманок» можно найти в искусстве Древнего Египта. В Египте, стране камня, получил распространение так называемый египетский фаянс. Этот термин относится к нескольким технологиям, которые заключаются в том, что предмет формируется из кварцевого песка или вырезается из мягкого камня. Изделие покрываетсяч составом из кварца, извести, соды и пигмента и затем обжигается. В зависимости от количества медьсодержащего красителя цвет варьируется от синего до бледно-зелёного. Называют этот материал чехенет – «блестящий», «сияющий» или хесбет, что означает лазурит. Тем самым показывается отношение к нему как к искусственно созданному лазуриту.
Ниже вы увидите два предмета из египетского фаянса. Первый – плакетка с фигурами пяти божеств, которая напоминает изделие из лазурита. Второй – имитирующее бирюзу нагрудное украшение, так называемая пектораль, с изображением древнеегипетского бога Анубиса.
В Новое время примеров работы керамистов по имитации камней много, мы упомянем несколько из них.
В середине XVIII столетия керамисты графства Стаффордшир, где сосредоточена большая часть гончарных производств Британии, использовали комбинации нескольких видов цветных глин для «оживления» облика выпускаемых изделий. Применялось также сплошное покрытие цветными глазурями. Изготавливаемые предметы были привлекательны, но относились исключительно к категории обиходных вещей. Изменить отношение заказчиков и покупателей к «цветным изделиям» удалось выдающимся керамисту Джозайи Веджвуду. В конце 1760-х он целенаправленно выпускал не утилитарную продукцию, а вазы для украшения фешенебельных апартаментов знати.
Его вазы с глазурями, тонко и точно имитирующими натуральный мрамор, агат, гранит и порфир, воспринимались не только как оригинальное дополнение к произведениям из натурального камня, но и как воплощение безграничности человеческих возможностей.
Имитация камня встречалась и в практике керамистов России. Подобные предметы стали популярны в последней четверти XVIII века. Это связывают с тем, что императрица Екатерина II высоко ценила камнерезное искусство.
Представленная выше ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в 1780 году, является не только примером росписи «под камень», но и показывает, что в это время ещё одним источником вдохновения для фарфористов была глиптика – художественная резьба на драгоценных и полудрагоценных камнях. В центре тулова вазы расположена имитация камеи с портретом правителя Македонии – Кассандра. Профильный портрет написан в технике гризайль, овальный медальон заключен в рисованное обрамления, имитирующего золотые венки.
В XIX столетии интерес к подобным обманкам не исчез. Наоборот, в связи с открытиями на Урале залежей полудрагоценных камней, он возрос. К росписи «под камень» обратились даже частные производства. В коллекции Эрмитажа хранятся несколько предметов, изготовленных на фаянсовом заводе Сергея Яковлевича Поскочина. Разводами белых и серых, коричневых и голубоватых тонов мастера завода создавали красочную имитацию камня.
Ниже – изделия завода Иосифа Никифоровича Федяшина.
Особенно любил «обманывать смотрящего» Императорский фарфоровый завод. Благодаря работе технологов-составителей глазурей появлялись реалистичные иллюзии тех или иных камней. Среди них особое место занимала имитация малахита. Постоянные читатели нашей рубрики «Не верь глазам своим», возможно, вспомнят вазы-кратеры. Виртуозная роспись на их поверхности передает рисунок и цветовые переходы, характерные для одного из самых известных русских камней.
Создание подобных произведений требовало от керамистов разработки эскизов будущих произведений. Пример такого эскиза – работы Фёдора Ивановича Красовского (1820–1863), сотрудника Императорского фарфорового завода.
Завершая публикацию, предлагаем вам испытать себя и попробовать отличить обманку от вазы, действительно вырезанной из камня.