Евросоюз бьёт по статусным клозетам россиян.
Европейский Союз в годовщину СВО решил нанести нашей экономике нешуточный удар. Таким образом, с 24 февраля под запретом оказался ввоз в Россию «внутренней» сантехники: биде, унитазов, смывных бачков и др.
Придётся ли теперь забыть россиянам о «евроремонте» как таковом, разбирался ForPost.
Символические санкции?
Компания Symbol Marketing провела исследование, которое показало, что до прошлого года отечественный сантехнический рынок расширялся примерно на 20–30%, а его ежегодный объём составлял 9,5–11 миллионов изделий в год. Это примерно 2 миллиарда евро, или 158,7 миллиардов рублей по сегодняшнему курсу.
Доля сантехники, завезённой из-за рубежа, достигала там 80%. Предприятия России производили санфаянс и смесители эконом-класса. В то же время за производителями европейской части оставался верхний и большая часть среднего ценовых сегментов.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
В частности, лидерами, выпускающими подвесные унитазы премиум-сегмента ещё два года назад были немецкие компании Villeroy&Boch (25,6%), Duravit (12%), швейцарский бренд Laufen (11,8%) и японский TOTO (10,6%). Они составляли 60% сантехники российского рынка.
Именно премиум-сегмент и стал объектом экономической «атаки» Евросоюза, который запретил поставки в Россию всей «внутренней» сантехники из европейских стран. Впервые запрет на поставку унитазов был оглашён в 2022 году.
По мнению главного редактора федерального специализированного журнала «Сантехника, Отопление, Кондиционирование» Александра Гудко, санкции не смогут причинить весьма серьёзный вред нашему рынку сантехники. Это решение политическое, а никак не экономическое.
«Унитазы — неотъемлемая часть быта. Люди ставили европейскую сантехнику, чтобы прочувствовать на себе комфорт, посидеть на статусном унитазе», — сказал ForPost Гудко.
По мнению Евросоюза, таким странным образом доступ к бытовому комфорту россиян будет перекрыт. Поэтому всерьёз эти санкции воспринимать не стоит. Это больше троллинг или некая шутка: унитазов теперь у вас не будет. Между тем освободившаяся ниша теперь будет занята российскими производителями, считает эксперт.
Это мнение разделяет и председатель Ассоциации производителей и поставщиков сантехники Игорь Георги. Отечественные производители уже давно застолбили себе место в сегменте люксовой сантехники. К тому же уже есть индийские бренды. Они не собираются отказываться от сотрудничества.
Ещё по теме: В России нашли третью беду — разруха всё-таки в клозетах
«Серый» импорт
Не стоит забывать и о параллельном импорте, который точно поможет справиться с «унитазными» санкциями, уверен главред журнала «Сантехника, Отопление, Кондиционирование» Александр Гудко.
При вводе в эксплуатацию элитной недвижимости нужна «люксовая» сантехника. Люди не станут экономить на своём комфорте. А унитаз, ввезённый по параллельному импорту, существенно не повлияет на стоимость одного квадратного метра.
Вместе с тем санфаянс надо оставить для строящихся четырёх-пяти-звёздочных отелей, отметил наш собеседник.
Правда, российские производители ещё не во все ниши пустили свои корни. В частности, доля электронных крышек для биде, которые производят европейские и японские компании, в 2021 году занимала 71% отечественного рынка.
Поэтому, считают эксперты, их продукцию пока заменить нечем.
Ещё по теме: Как борщ стал грозным оружием украинцев
«Унитазная» инфляция
Между тем «унитазные» санкции могут стать причиной роста цен на отечественные биде и унитазы и на их ремонт, не исключает наш собеседник.
Последние исследования показали, что на ремонт своих квартир москвичи в среднем тратят 2 млн рублей, в регионах — меньше. Но теперь всех ждёт «унитазная» инфляция.
Компания Pridex, которая проектирует инженерное оснащение коммерческой недвижимости, провела своё исследование, согласно данным которого в прошлом году смесители, раковины, унитазы и инсталляции эконом-класса выросли в цене в среднем на 20–70%.
Ещё по теме: Дурнопахнущее советское наследие: почему лесничие объявили войну туалетам
По словам директора по отделке и благоустройству MR Group Михаила Филона, керамика в классе премиум, если сравнивать апрель 2022 года с апрелем 2021-го — поднялась в цене до 30%.
Значительную ценовую динамику показал так же и средний ценовой класс: керамика и мебель — до 30%, смесители — до 20–25%, ванны — до 40%. Больше всех выросла стоимость инсталляции для сантехники — до 60%.
С этим прогнозом согласен и собеседник ForPost Александр Гудко.
По его мнению, дефицит определённой группы товаров приводит к подорожанию. Это закон рынка. Поэтому есть вероятность удорожания сантехники.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.