Здравствуйте!
Я долго собиралась с мыслями, чтобы написать историю о посещении музея Царской семьи в Тобольске. Мы ходили по музею с экскурсоводом, и он так интересно и подробно рассказывал о жизни семьи Романовых, что мы и не заметили, как пролетело время - более часа.
Этот музей - один из основных в составе историко-архитектурного заповедника, и его, если будете в городе, постарайтесь посетить обязательно. Мне именно этот музей показался самым интересным.
Губернаторский дом в Тобольске
Дом стоит на улице Мира в нижней части города, и от него на высоком мысе хорошо виден кремль.
Здание это в конце XVIII века строил для себя тобольский купец И. Куклин. Но его дела пошатнулись, и городская казна выкупила дом, постановив, что здесь будут жить губернаторы. А ещё дом использовался как путевой дворец для высокопоставленных особ.
Так, в 1837 году именно в этом доме провёл 3 ночи цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II. А вскоре после смерти Александра II в результате покушения в память об убитом императоре рядом с домом поставили небольшую часовню.
Бывали в этом доме и сыновья Александра II: Великие князья Владимир Александрович (1868 год) и Алексей Александрович (1873 год).
Да и сам Николай II прежде уже посещал Тобольск - ещё в бытность цесаревичем, в 1891 году. Он - это точно известно - бывал в Губернском музее и взял его под своё покровительство. Скорее всего, посещал и этот дом.
С виду дом кажется небольшим и всего двухэтажным. На самом деле, он имеет 4 уровня: вполне функциональный цокольный этаж, первый, второй этажи и - под самой крышей - третий этаж. Но помещения третьего этажа не имеют окон на улицу. Поэтому с улицы мы просто можем заметить, что второй этаж - намного выше, чем первый.
На момент приезда царской семьи дом имел 18 комнат. План дома - коридорный.
Царская семья прибыла в Тобольск 6 августа, по Иртышу, на пароходе "Русь". Тоболяки встречали пароход, ломая шапки и падая на колени.
Губернаторский дом оказался не готовым к приезду царской семьи. Целая неделя ушла на косметический ремонт и уборку, закупку мебели. И только 13 августа Николай II с семьёй переступил порог Губернаторского дома.
Вместе с семьёй бывшего императора прибыла свита в количестве 45 человек - самые преданные и верные люди, которые приняли решение последовать за императором в ссылку.
В их числе был и Пьер Жийяр (или Жильяр), учитель французского при детях, а также - фотограф-любитель. Благодаря его снимкам, мы можем представить себе, как выглядели в то время члены царской семьи, как был устроен их быт.
Это всё-таки была тюрьма
В Губернаторском доме царская семья расположилась на втором этаже, часть свиты - на первом. Остальные люди, приехавшие в Тобольск с Николаем II, были поселены в доме напротив - доме купца Корнилова, том самом, где сейчас мировой суд и музей Судебной системы Сибири.
В город выходить членам семьи Романовых и приближённым было запрещено. Если в первые полтора месяца ещё можно было делать покупки у местных купцов, то позже на всё был наложен запрет.
Керенский, вроде бы, и не против был, но комиссар Василий Панкратов, стоявший во главе полка охраны Романовых, боялся "недоразумений и угроз безопасности" и своей волей выходы в город запретил.
Небольшой двор при Губернаторском доме был обнесён двухметровым забором, и только в этом дворе разрешалось гулять узникам.
При доме повар организовал маленький птичник, чтобы держать кур и уток для нужд семьи. Во дворе был небольшой пруд, где плавали уточки. Ещё были деревянные детские качели.
Семью охранял полк особого назначения. Часть солдат была настроена по-доброму к бывшему императору, но другие - враждебно. И даже среди солдатского начальства не было единодушия.
Романовы были очень верующими людьми, и им поначалу было разрешено раз в неделю посещать службу в Благовещенской церкви, что стояла совсем рядом (сейчас её уже не существует). Когда семья шла под ковоем из 12 человек к Литургии в День Рождества Богородицы, вдоль улицы собралось много горожан, которые крестили семью Николая II, вставали на колени, плакали...
Романовы посещали церковь до Рождества. А на Рождество при праздничном богослужении дьякон с согласия батюшки пропел Николаю Александровичу и Александре Фёдоровне "Многая лета"...
Это было воспринято как политическая провокация, и с тех пор все богослужения совершались прямо в доме. В углу Большого зала установили складной иконостас, привезённый Романовыми с собой. В дни богослужений из церкви приходил священник. Но, разумеется, уже не тот, что пел "Многая лета".
Каждый день в Губернаторском доме для Николая II и семьи был похож на предыдущий и на завтрашний. Император с сыном гуляли в крошечном садике у дома, пилили дрова, выполняли упражнения на турнике. Николай пристрастился к чтению Лескова.
Девочки и Александра Фёдоровна занимались рукоделием. У детей продолжались уроки.
Цесаревич вёл дневник, в котором описывал похожие один на другой дни заточения.
Столовая
Одно из помещений, с которых начинается экскурсия.
Здесь в витринах можно увидеть много личных вещей членов императорской семьи.
В центре комнаты стоит большой обеденный стол с фотографиями и табличками, рассказывающими, как размещались за столом Романовы и приближённые.
И сохранилась даже фотография одной из трапез:
Большой зал
В этом зале по вечерам собиралась семья, девушки музицировали, устраивали домашние спектакли.
Здесь же с января 1918 года был установлен иконостас для домашних богослужений.
Подросток Алексей начинал было ещё в Петербурге учиться игре на скрипке, но ему не понравилось. Зато он увлёкся игрой на балалайке. И по вечерам иногда радовал родителей наигрышами. В витрине музея можно увидеть не ту самую балалайку, на которой играл цесаревич, но очень на неё похожую, сделанную тем же мастером.
Кабинет Николая II
Его постарались воссоздать в точности таким, каким он был при царственном узнике этого дома. Для воссоздания использовались дневники и фотографии.
Остальные комнаты восстановить в точности не получилось, но в каждой есть элементы, определяющие её предназначение.
Комната цесаревича
В этой комнате обстановка более чем скромная: железная походная кровать, тумбочка, стол с игрушечными солдатиками. Как я поняла из речи экскурсовода, солдатики - именно те, что принадлежали Алексею. В Тобольске он ими уже не играл, но берёг.
Вообще, как-то у нас в умах закрепилась мысль, что Алексей на момент гибели был ещё совсем ребёнком. Но на фотографиях видно, что это уже не ребёнок - подросток. По тому времени для своих неполных 14 лет он мог считаться достаточно рослым: примерно 170 см. По росту уже догонял отца. И, несмотря на болезнь, регулярно занимался физическими упражнениями, имел достаточно крепкую, почти сформировавшуюся мужскую фигуру.
Но весной в Тобольске цесаревич сильно заболел, получив несколько внутренних кровоизлияний. Страдал от сильных болей, заметно похудел.
Вот эта фотография была сделана на борту парохода, увозящего цесаревича и сестёр из Тобольска в Екатеринбург. Алексей сильно похудел.
Есть свидетельства, что из поезда в Екатеринбурге матрос Нагорный выносил цесаревича на руках. Но вовсе не потому, что цесаревич был мал. А потому, что в пути он ушиб колено и у него опять случилось кровоизлияние в область сустава, сопровождающееся очень сильными болями.
Как жили девочки
От личных вещей Великих княжон в доме почти ничего не сохранилось. Известно только, что они, все четверо, занимали одну комнату. У них были такие же складные железные кровати, как и у брата, привезённые в Тобольск с собою. Пара пышных подушек размещалась на каждой кровати только для украшения, а спали девочки на плоских, волосяных. Тонкий матрасик, лёгкое одеяло - и никаких перин.
Все дети были очень дружны между собою, а в Тобольске ещё больше сплотились. Девушки даже придумали для себя общее имя: ОТМА: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия.
На что жила в Тобольске царская семья
В первые месяцы после приезда в Тобольск жизнь была очень размеренной и сытой. Деньги на счетах императорской семьи были "заморожены", но проценты с арестованных сумм выплачивались. И на эти деньги покупались все продукты, которые требовались, и которые только можно было достать в сибирском городе.
Но с изменением политической ситуации условия содержания стали строже. С января 1918 года семья получила запрет на покупки продуктов у местных купцов. Из рациона исчезло мясо, молочные продукты.
Теперь уже семья содержится не на проценты с капиталов, а на 5 рублей в день, выделяемые новой властью. Денег не хватает. Семье Николая II существенно помогает семейный доктор Евгений Сергеевич Боткин. Ему позволили заниматься частной практикой, и часть своих заработков он тратил на покупку необходимого для семьи Романовых.
Поменялись солдаты в охране арестантов, и теперь большинство из них относились к Романовым враждебно.
А вскоре пришло распоряжение вывезти семью из Тобольска. Романовы были уверены, что их отправят в Москву или Петербург. Может быть, на суд...
Никто даже и предположить не мог, что их повезут в Екатеринбург: сперва Николая Александровича, Александру Фёдоровну и Марию. Около месяца спустя, когда состояние цесаревича улучшилось - оставшихся троих девушек и самого Алексея.
Вот, вкратце, та история, что услышали мы от экскурсовода в Губернаторском доме Тобольска, в музее семьи Николая II.
Спасибо, что были терпеливы и дочитали статью.
Здоровья всем!
Проверьте, подписаны ли на Деревенскую Путешественницу? Если нет, то это легко сделать по активной ссылке: ПОДПИСАТЬСЯ.