Несение воинской службы всегда было тяжёлым и невесёлым делом. Но праздники, устраиваемые военнослужащими по случаям юбилеев и других особых событий, тоже являлись частью уклада их жизни. Как их праздновали и как к ним готовились, сегодня рассказывают вещественные памятники быта военных.
Во второй половине XIX — начале XX века в российской армии отмечались обязательные государственные торжественные дни. В справочных изданиях для военных помещался их перечень. Обязательными считались так называемые «царские дни» — дни рождения и тезоименитства членов правящего дома, дни восшествия на престол, коронования государя-императора.
Русская армия отличалась тесной связью военного духа с религиозным чувством. Каждая рота, каждый полк имел своего святого покровителя. Каждая войсковая часть имела свою собственную церковь и полкового священника. Праздник чтимого полком святого, образ которого красовался на полковом знамени, считался самым торжественным днём в полку.
Торжество начиналось церковным парадом, на котором в привилегированных полках присутствовала царская чета, затем следовал завтрак за царским столом, празднество для нижних чинов и в заключение, около 11 часов вечера, — парадный ужин в офицерском собрании. Расходы на проведение ужина покрывались ежемесячными вычетами из офицерского жалования.
Отмечались орденские праздники в честь орденов Российской империи. Они устанавливались в день того святого, в честь которого он был утверждён. Особенно торжественно отмечался праздник в честь ордена Святого Георгия.
Торжественно отмечались Пасха и Рождество. На Рождество в казармах и офицерских собраниях обычно ставилась рождественская ёлка. В этот день проводились торжественные службы в военных церквях и церковные парады. Нижним чинам и солдатам раздавались подарки, например серебряные жетоны-обереги от шефов полков с трогательными надписями: «Христос воскрес, родные преображенцы», «На память казанцам от шефа».
Широкое распространение меню получили в конце XIX века. Меню начали изготавливать не только для придворных обедов, но и для обедов и ужинов в дворянских и купеческих собраниях. Во время царствования императора Александра III в моду входит так называемый «русский стиль», поэтому большинство карточек меню оформлены в русских национальных традициях.
В оформлении полковых меню обязательно присутствовала военная атрибутика: изображения воинов в исторических мундирах, военной арматуры — пушек, мечей и сабель, знамён, ядер, барабанов, литавр, орденских цепей, лент, самих орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Владимира, Святого Георгия Победоносца и иных высших наград Российской империи 1-й степени.
Офицеры полка рисовали меню обеда, завтрака и ужина самостоятельно. Эскиз утверждался полковым начальством и передавался для печати в типографию. Для печати как профессиональных меню, так и меню, созданных офицерами, нужно было получить одобрение военной цензуры.
Иногда меню рисовали и надписывали от руки. Некоторые карточки меню имеют оригинальную форму, например в виде каски, барашковой парадной шапки, гренадерской шапки, снаряда, патрона. Иногда меню называлось по-военному: «Приказ по столу офицеров», «Приказ по обеденному столу», «Приказ по столу».
Гвардейские полки заказывали меню у известных художников — Виктора Михайловича Васнецова, Николая Николаевича Каразина, Адольфа Иосифовича Шарлеманя, Николая Семёновича Самокиша, Александра Николаевича Бенуа, Михаила Константиновича Клодта, Павла Дмитриевича Шипова, Виктора Андреевича Симова.
Меню Николая Самокиша часто проиллюстрированы динамичными батальными сценами. Известными художниками создавались рисунки для специальных бланков, в которые можно было вписать меню. Эти бланки продавались в магазине Главного штаба.
Интерес представляют и тексты меню. После коронации Александра III в 1883 году карточки меню стали писать на русском языке, а сами блюда стали подбирать с учётом русской национальной кухни. Но можно встретить и фьюжн, например кислые щи с кашей и консоме кольбер, черепаховый суп и борщок.
Использовались шуточные названия блюд: «Спаржа — штык русский»; мороженое «Оранский полигон». Названия блюд связывались с победами или местами сражений, в которых принимал участие полк: «суп полтавский», «лососина шлиссельбургская», «цветная лейпцигская капуста», «бобы бородинские».
Каждый обед сопровождался музыкальной программой, которая также отражалась в меню. Иногда программа концерта издавалась отдельно. В репертуар полковых оркестров входили не только военные марши, но и серьёзные классические произведения, отрывки из опер и оперетт.
И конечно, после обеда были танцы. К приглашению на торжественное мероприятие прилагались бальные карты с программой танцев, иногда карты раздавались при входе в зал офицерского собрания. Например, оригинальная бальная карта в форме гусарской ташки хранит записи, которые сделала её владелица.
Хотите узнать больше? Предлагаем полистать книгу в электронной библиотеке РГБ:
Редакция Ленинки.Дзен от всей души поздравляет военнослужащих и военнообязанных мужчин и женщин с Днём защитника Отечества!