Найти в Дзене
Okko

«При чем тут любовь?»: Расчет в брачной корзине

8 марта в российский прокат выйдет романтическая комедия, создатели которой сталкивают британскую культуру с пакистанской и пытаются понять, может ли в современных условиях брак по договоренности быть счастливым. Лили Джеймс играет девушку, снимающую кино о друге детства. Подходящую парню супругу подыскивают родители. Рассказываем о том, как картина раздвигает границы жанра, показывает чужие традиции без экзотизации и признает, что о любви человечество до сих пор знает до обидного мало.

Кадр из фильма «При чем тут любовь?», реж. Шекхар Капур
Кадр из фильма «При чем тут любовь?», реж. Шекхар Капур

Зои (Лили Джеймс) — документалистка с профессиональными наградами и не слишком удачной личной жизнью. Сама она говорит, что ни разу не встречала мужчину, с которым смогла бы посмотреть сериал от начала до конца. В один непривычно теплый и не пасмурный лондонский день Зои несется на свадьбу друзей — в пакистанской семье из соседнего дома женился один из сыновей. За домом, в тайном укрытии на дереве, героиню внезапно окликает Казим (Шазад Латиф) — холостой брат жениха, типичный boy next door, с которым Зои дружила в детстве. Теперь он солидный человек, ординатор в онкологическом отделении. Казим открывает Зои маленькую семейную тайну. Посмотрев на брата, он решил вступить в «ассистированный брак» — то есть союз, в котором жениха и невесту с помощью профессиональной свахи сводят родители.

-2

На следующей же встрече с продюсерами Зои предлагает идею нового документального фильма. Она хочет проследить весь процесс сватовства и побывать на свадьбе друга детства. Проект получает одобрение, Казим дает согласие на съемку, и вот Зои уже фиксирует на камеру момент знакомства — Маймуна (Саджал Али), студентка юридического факультета из Пакистана, во время видеозвонка смущенно разглядывает потенциального мужа. Всё вроде бы идет по плану. Вот только чем больше времени Зои проводит с Казимом, тем упорнее ей хочется доказать ему, что брак по договоренности в его случае — не лучшее решение.

Сценарий фильма написала британская кинематографистка Джемайма Кхан. Для нее это, очевидно, личная история. Кхан, как и Зои, раньше занималась в основном документальным кино. А еще она, белая англичанка, в девичестве Голдсмит, целых девять лет была замужем за пакистанским спортсменом и политиком Имраном Кханом. Брак, заключенный по большой любви и вопреки воле родителей мужа, распался в середине 2000-х. К романтическим комедиям Джемайма Кхан тоже имеет отношение, пусть и косвенное. Вернувшись после развода из Пакистана в Великобританию, она сразу закрутила роман с Хью Грантом, главным символом классического британского ромкома.

-3

Обе эти биографические линии четко прослеживаются на экране. Фильму, с одной стороны, хочется быть достойным наследником всех предыдущих выдающихся образцов жанра: от «Ноттинг Хилла» до «Реальной любви». С другой, ему нужно учитывать реалии нового времени. На дворе 2020-е: сексизм порицается, романтический канон подвергается пересмотру, экзотизация чужой культуры, равно как и сведение ее к этническим стереотипам, категорически не приветствуются.

Кхан, прекрасно осведомленная обо всех особенностях жизни в Пакистане, действует осторожно. Сама идея брака по договоренности рассматривается в сценарии вежливо, без осуждения и без стремления убедить публику в том, что европейская традиция безрассудно падать в любовь лучше пакистанской традиции медленно входить в нее уже после свадьбы. В какой-то момент даже кажется, что и Зои вот-вот признает поражение и поймет, что опытная сваха может обеспечить идеальный match лучше любого приложения для знакомств.

К счастью для зрителя, фильм все-таки устроен чуть сложнее, и его общий вежливо-участливый тон распространяется не только на персонажей пакистанского происхождения. Надо отдать должное авторам: Зои получилась вполне современной и живой героиней. Она открыта ко всему новому, искренне увлечена работой, не отчаивается после плохих свиданий и изредка практикует пьяный секс. В лучших эпизодах картины она читает детям подруги сказки о принцессах, переиначивая оригинал — прекрасное напоминание о том, как сильно любовь в реальной жизни отличается от тех розовых историй, на которых воспитывают маленьких девочек.

-4

Из других непривычных, но приятных вещей — общая пышность постановки. Индийский режиссер Шекхар Капур, автор «Елизаветы» и «Золотого века» с Кейт Бланшетт, вернулся в большое кино после долгого перерыва и придал скромному ромкому черты болливудского блокбастера. Свадебные сцены (танцы присутствуют!) сняты с таким размахом, будто женится какой-нибудь махараджа, а не обычный врач из Лондона.

Еще одним украшением фильма должна была, вероятно, стать эксцентричная мама Зои в исполнении великой Эммы Томпсон, однако здесь что-то пошло не так. Это тот редкий случай, когда гениальной без всяких преувеличений актрисе досталась совершенно бестолковая и лениво прописанная героиня. На этом список шероховатостей картины не заканчивается, но перечислять их все не имеет никакого смысла. На статус шедевра фильм не претендует, и открытая позиция авторов совершенно обезоруживает. Даже говоря о любви, они честно признаются, что никто до сих пор не понимает, почему для одних работают приложения для знакомств, для других — советы свахи, а для третьих — случайная встреча на улице. Всё может произойти где угодно и когда угодно. Хотя к соседскому мальчику всё равно стоит заранее присмотреться поближе.