Найти в Дзене

«Меня вдохновляют конкуренция и зависть, которые сосуществуют с дружбой», – интервью с художницей Катариной Кано

Оглавление
Катарина Кано на выставке «Цемента II» в ЦСИ Винзавод.
Катарина Кано на выставке «Цемента II» в ЦСИ Винзавод.

Катарина Кано – междисциплинарная художница, кураторка, участница творческого объединения PARAZIT. С 18 января по 8 марта Катарина Кано предстала куратором выставки «Цемента II» в ЦСИ Винзавод, которая проходила в рамках Проектов кураторов и независимых сообществ.

Как возникло ваше творческое объединение PARAZIT?

Идея паразитирования впервые воплотилась в жизнь в 2000 году участниками арт-группы «Новые Тупые» Вадимом Флягиным и Владимиром Козиным. А позже трансформировалось в сообщество PARAZIT в 2003-2004 году художниками Владимиром Козиным, Юрием Никифоровым, Игорем Межерицким.

PARAZIT никогда не преследовали правил и идеологий, но были некоторые негласные определения сообщества: стихийность, внедрение и паразитирование на теле разных институций, будь то художественная или какая-либо другая.

На территории арт-центра «Борей» (Санкт-Петербург) PARAZIT захватил небольшой коридорчик, который не предназначен для выставок, но в котором по сей день каждые две недели беспрерывно PARAZIT размещает свое искусство.

-2

Какой сейчас состав художников PARAZIT?

Нас достаточно много. Когда я пришла в PARAZIT (примерно год назад), членов группы было около 30-35. Сейчас нас больше 50 художников. Понятное дело, у каждого участника уровень активности в группе разный. Самое характерное для группы, что на наши встречи собираются и приносят работы как уже состоявшиеся художники объединения, так и новая волна. Также абсолютно комфортно сосуществуют участники разных поколений.

Почему был выбран именно метод «паразитирования», а не органичного существования, развития, балансирования?

Прежде всего метод паразитирования позволяет сообществу существовать бесконечно. PARAZIT – это не совсем объединение, сколько философия. Каждый участник сообщества паразитирует на имени группы PARAZIT и одновременно с этим двигает сообщество и находит новые пути для реализации его деятельности, то есть позволяет паразитировать на себе. Когда возникают ограничения, сложнее становится балансировать и двигаться.

-3

Это правда, что вы проводите выставки каждые две недели? Почему так часто?

Выставки, проходящие каждые две недели, не дают расслабиться каждому из художников, уйти с конкурентного поля. Когда ты видишь, что делает каждый, в какой технике работает – ты вдохновляешься, формируешь новые нейронные связи, которые способствуют движению и росту в творчестве.

Какие темы и проблемы вас волнуют как художников, может быть, есть основное направление в работе?

Чего-то конкретного, постоянного нет. Каждые две недели кто-то из участников предлагает новые темы к следующей выставке, и тот, кто предлагает тему, становится куратором.

Из последних выставок объединения: «За горизонтом событий» (куратор Тимур Мусаев-Каган), «Ничего нового» (куратор Владимир Козин), «Мусорная» выставка (куратор Наталья Беляева), «Шишкин-подкусай» (куратор Александр Шишкин-Хокусай), «Запах женщины» (куратор Вера Светлова), «Компенсационные портреты» (куратор Владимир Козин).

PARAZIT – дитя постмодерна, поэтому при ближнем рассмотрении можно обнаружить некоторую характерность, сквозящую через деятельность объединения. В последнее время, с притоком новых сил, настроение несколько меняется.

Какая основная тема выставки «Цемента II», которая до 8 марта проходит в ЦСИ Винзавод в рамках Проектов кураторов и независимых сообществ?

Основной темой «Цемента II» стало двусмыслие. Первое, что подмечает зритель – название «Цемента», которое наводит на мысль, что объекты будут из цемента, но все оказывается не таким однозначным.

-4

Расскажи, как прошла первая Цемента и почему решили запустить вторую почти десять лет спустя?

Основной тезис «Цементы I» сформулировал Владимир Козин: «Создавая границы — мы цементируем свободу». Первая Цемента была попыткой создать равенство для всех участников: выставочное пространство делилось на равные отрезки поверхности стен, а участники тянули жребий, чтобы занять свое место. Здесь очень важно сделать сноску: любое локальное сообщество — это модель общества в целом, а искусство — это срез культуры в определенный промежуток времени. Выставка «Цемента I» отвечала на повестку так же, как Манифеста и Документа. Из этого логично вытекает, почему следующая выставка «Цемента II» сформировалась в 2022-2023 году.

Катарина, что тебя вдохновляет как художницу?

Я вступила в объединение PARAZIT, потому что меня вдохновляют люди. А точнее, меня вдохновляет конкуренция и зависть, которые сосуществуют с дружбой внутри сообщества. Зависть – отличный стимулятор лично для меня.

Если отстраниться от сообщества и говорить сугубо о творческих проектах, то я вдохновляюсь мультиками, комиксами, народной культурой, иконописью и символикой, текстом и поэтическими образами, новыми технологиями и вообще всем-всем, наверное. Комбинации и симбиоз рождают много нового, доселе невиданного.

-5

До 8 марта в Акцизном зале проходит выставка «Цемента II» художников творческого объединения PARAZIT, куратор Катарина Кано. Игры со смыслами и эксперименты с материалами в инсталляциях и арт-объектах.