Найти в Дзене
Эрудит.Онлайн

Великие философы: Артур Шопенгауэр

Оглавление

22 февраля 2023 года исполняется 235 лет со дня рождения Артура Шопенгауэра (1788 г.) – немецкого философа, одного из самых известных мыслителей иррационализма, мизантропа.

Биография

Родился в Гданьске (Речь Посполитая). Его отец был образованным человеком, ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Мать Артура была писательницей и хозяйкой литературного салона.

В 1799 году Артур поступил в частную гимназию Рунге, где обучались сыновья знатных граждан основам коммерции. В 1803 году полгода он обучался в Уимблдоне, а в январе 1805 года начал работать в торговой компании в Гамбурге. В этом же году при загадочных обстоятельствах погиб его отец.

В 1809 поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешел на философский. В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии. В 1819 году опубликовал свой труд «Мир как воля и представление». В 1820 году получил звание доцента и начал преподавать в Берлинском университете, но в 1831 году из-за эпидемии холеры переехал из Берлина во Франкфурт-на-Майне. В 1940-х годах стал одним из участников появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций. В 1843 году переиздал «Мир как воля и представление» и добавил к нему второй том. 21 сентября 1860 года Артур Шопенгауэр скончался от пневмонии во Франкфурте-на-Майне (Германский союз).

Философия Шопенгауэра

Ученый считал, что философия ошибочно опирается на разум и его законы. Поэтому в работах Шопенгауэра человек становится неполноценным существом, сгустком воли. Воля, по Шопенгауэру, – абсолютное начало, корень всего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Она лежит в основе сознания и является всеобщей сущностью вещей. При объяснении воли как всеобщей сущности вещей, Шопенгауэр опирался на теорию Канта.

Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и другие философские проблемы: проблему человеческой судьбы, счастья, свободы, необходимости, возможностей человека. Шопенгауэр не верил в возможность человека господствовать над собственной судьбой и не верил в человеческое счастье.

Шопенгауэр был закоренелым холостяком, провозглашал свободу главной жизненной ценностью, пренебрегал элементарными жизненными благами, отличался резкостью суждений, здоровье ставил на первое место. Был крайне честолюбив и мнителен. Помимо своего родного языка владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Всю свою жизнь он посвятил изучению философии, оставив потомкам научное наследие. Популярными считаются следующие его книги: «Афоризмы житейской мудрости», «Краткий курс истории философии», «Феномен воли. С комментариями и объяснениями», «Эристика, или искусство побеждать в спорах», «Максимы. Две этики», «О ничтожестве и горестях жизни».

В своих работах философ размышлял о любви, одиночестве, искусстве, иллюзорности жизни, проблемах этики и морали. У него были ученики и последователи. Но при этом философия Шопенгауэра была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, хотя и сыграла большую роль в развитии неклассической идеалистической философии и позитивизма.

На Эрудит.Онлайн есть конкурсы по философии, приглашаем студентов и преподавателей принять в них участие! Один из самых популярных - «Философские течения и их представители».

Конкурс «Философские течения и их представители»
Конкурс «Философские течения и их представители»

Другие интересные статьи на нашем канале: