Актер Андрей Файт никогда не упоминал о своем происхождении, о детстве, о жизни в Париже и дружбе с поэтами-имажинистами.
Он не любил вспоминать о бурной и жизнерадостной юности, которая в одночасье закончилась в середине 1920-х годов, когда на его пороге появились люди из ЧК. До конца и не ясно было, за что забрали юношу, но, пробыв в ЧК всего неделю, Андрей Файт вышел оттуда совершенно другим человеком. Он стал замкнутым и держался особняком даже в семье. О той неделе в ЧК Файт никогда никому не рассказывал.
О жизни этого талантливого артиста было бы мало, что известно, если бы в конце 70-х Андрей Файт не задумал написать книгу воспоминаний. Он писал ее осторожно и взвешивал каждое слово.
Предки Андрея Файта, братья Герман и Мориц Фейты, бежали из Германии от Наполеона. Они прибыли в Петербург весной 1812 года, где довольно быстро осели, и открыли торговую компанию под названием "Герман и Морис: братья Фейты".
Отец Файта, Андрей Юльевич, по профессии был врачом, но большую часть своего времени проводил в тайной типографии, где располагалась организация "Группа народовольцев". Несколько раз его арестовывали, приговорили к ссылке в Нарымский край, но Андрею Юльевичу удалось сбежать во Францию. За ним отправилась жена (она полностью разделяла взгляды мужа) и двое сыновей. Младшему Андрею тогда едва исполнилось 2 года.
Во Франции семья Фейтов жила в русской колонии под Парижем, где Андрей учился в лицее. Там же он выучился немецкому и французскому языкам, но никогда об этом не распространялся.
Когда семья вернулась в Россию, отец Файта примкнул к эсерам, требовал устроить заговор против большевиков. Его тогда никто не поддержал, и Андрей Юльевич решил оставить политику. Это решение спасло ему жизнь.
Старший сын, Николай, выучился на инженера. В свободное время он занимался спортом и в будущем даже стал чемпионом по прыжкам в высоту. Младший, Андрей, увлекся искусством.
Все началось с Камерного Кружка Свободного Искусства – "Ке-Ке-Си", который Андрей организовал вместе с одноклассниками. Участники этого кружка сочиняли музыку, рисовали картины и писали стихи. В это же время Файт познакомился с поэтами-имажинистами и выпустил сборник стихов под названием "Каскады страсти".
"Эпиграф был коротким, но многообещающим: "В руки твои – каскады души моей". Сборник был распродан на школьном вечере. Никому из школьного начальства не пришло в голову прекратить это безобразие. Очень надеюсь, что к настоящему времени ни одного экземпляра не сохранилось." – писал Андрей Файт.
Однажды в "Ке-Ке-Си" поставили спектакль под названием "Ковчег великолепных дегенератов". Андрею Файту досталась незавидная роль злодея, но сыграл он ее так ярко и убедительно, что зрители в первых рядах в ужасе отодвигались от сцены. Этот успех воодушевил Файта, и он решил стать артистом.
Правда, его отец творческий потенциал Андрея не оценил и отправил сына учиться на инженера. Институт инженеров Красного воздушного флота Андрей Файт бросил после 2-х лет мучительной учебы.
В 1927 году Андрей Андреевич окончил Государственный институт кинематографии, став одним из первых его выпускников. Тогда же он изменил гласную букву в своей фамилии на "а", хотя в паспорте так и остался Фейтом.
Кино Андрей Файт всегда ценил больше театра. На съемочной площадке трудятся все: от актеров, до осветителей и ассистентов, а в театре, по словам Файта, "я работаю, а они сидят и на это смотрят".
Сниматься в кино Андрей Андреевич начал еще в годы учебы и за 10 лет работы в немых фильмах сыграл у главных режиссеров того времени: Сергея Эйзенштейна, Льва Кулешова, Бориса Барнета и Михаила Ромма.
Своей лучшей ролью периода немого кино Андрей Файт считал прусского офицера в фильме "Пышка" Михаила Ромма. История знакомства и дружбы с режиссером Роммом вообще получилась забавной и удивительной.
Сразу после переезда семьи из Франции, мать Файта боялась, что сын свяжется с дурной компанией и решила найти Андрею друга "из интеллигентного дома". В гости пришел худенький подросток, которого звали Мурка Ромм. Мальчики сидели на диване и, перекинувшись парой вежливых фраз, смотрели в разные стороны. Им не о чем было разговаривать. Попытки родителей навязать дружбу своим сыновьям тогда не увенчались успехом.
Прошло 18 лет. Андрей Андреевич уже стал актером, когда его пригласили сняться в фильме «Пышка» режиссера Михаила Ильича Ромма. Тогда Файт не придал значения этой фамилии и отправился на киностудию "Мосфильм". На киностудии их представили, Ромм пристально посмотрел на Файта и произнес: "Позвольте...". Так состоялось новое знакомство несостоявшихся в прошлом приятелей.
"Пышка" стал последним немым фильмом Андрея Файта. В кино пришел звук, и Файт, в отличие от многих своих коллег, без труда перешел в звуковое кино.
Фактурная внешность Андрея Андреевича всегда диктовала ему роли. На экране Файт организовывал заговоры, руководил шпионажем и диверсиями. Когда казалось, что он вот-вот достигнет своей цели, главные герои рушили его планы, и в зале кинотеатра раздавался гром аплодисментов. Рукоплескали зрители отважным героям, а, увидев Андрея Файта, по залу катился злой шепот: "У-у, вражина! У-у-у, га-ад!"
За Файтом настолько прочно укрепилось амплуа отрицательного героя, что, когда в 1953 году его решили попробовать на роль Дзержинского, "наверху" были категорически против. "Вы в своем уме? – спросили режиссера Михаила Калатозова. – Все же будут ждать, когда вашего Дзержинского разоблачат!"
Первой "чародейной", как называл ее сам Файт, ролью стал злой волшебник Гёй-Гёз-Коса в фильме "Тайна крепости". Но настоящая известность к Андрею Файту пришла через 4 года. В сказке Александра Роу "Королевство кривых зеркал" ему достался образ Министра Нушрока, которого боялись все дети без исключения. В возрасте 60-ти лет актер самостоятельно выполнял многие трюки.
"Вероятно, это последний фильм, потребовавший от меня спортивных навыков: во многих сценах я снимался верхом, сцены погони и драк стоили большого напряжения сил"
В 1966-м году Андрей Файт продолжил линию сказочных злодеев, снявшись в сказке "Волшебная лампа Аладдина". Его Магрибинец – не просто зло, а герой больших возможностей и удивительной таинственности.
Когда в 1973 году состоялась премьера киноповести "Гончарный круг", никто из зрителей не мог понять, что за самобытный и талантливый актер сыграл главного героя, старого мастера-гончара Михаила Лукича Болотникова.
Никто тогда не узнал в этом добром ремесленнике Андрея Файта, которого все без труда угадывали в ролях колдунов, злодеев и фашистов. Это была первая главная роль в кино, которую Файт сыграл в возрасте 70 лет. Он умер через 3 года, 16 января 1976-го.
"Я не стал наследником русского престола. «Королем экрана» я также не стал. Но хочется верить, что пятьдесят лет работы в кино не прошли даром", - говорил Андрей Файт.
Воспоминания Андрея Файта заканчивались признанием. Артист писал, что считает себя по-настоящему счастливым человеком: он всю жизнь занимался любимым делом и не гонялся за славой и главными ролями.
Книга, написанная Файтом, называлась "О том, что было". К сожалению, она так и не увидела свет, но в 1998 году Юлий Андреевич Файт передал киноведу и журналисту Сергею Капкову рукописи своего отца. Так многие отрывки воспоминаний Андрея Файта оказались на страницах книги "Эти разные, разные лица".
Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Вам также может понравиться: