Удивительно как во многих фильмах в титрах написано “основано на книге...”
Но как книга превращается в сценарий? Мы с приятелем уже полгода "мучаем" такой сценарий. В большинстве таких фильмов приходится вырезать целые сюжетные линии и связанных с ними персонажи. Но как сценарист решает какие?
А ещё на церемонии вручения “Оскара” также выдают статуэтку за “Лучший адаптированный сценарий” наряду с “Лучшим сценарием”.
Что ж, настало время разобраться в чем между ними разница. Неужели сценарист переписывает книгу, стараясь вырезать все “лишнее и ненужное” или эта работа подчиняется своим правилам?
Что же такое адаптированный сценарий
Адаптированный сценарий – это сценарий, основанный на уже существующем материале. Исходные материалы бывают самыми разными. Например, романы, рассказы, статьи, мемуары, даже телесериалы и другие фильмы.
Согласно правил адаптированным сценарий, это когда:
- Адаптация основана на другом художественном источнике;
- Все сиквелы автоматически считаются адаптацией;
- Если по сценарию ранее был снят фильм, он также считается адаптацией. Получается, если был снят даже короткометражный фильм, а по нему – полнометражный, он будет адаптацией.
Зачастую адаптацию инициируют либо сами авторы, предлагая свое произведение, либо компании, заинтересованные в производстве сценария. Их не всегда пишут с целью тут же снять по ним фильм – некоторые компании занимаются производством и накоплением таких работ с целью их дальнейшей продажи.
Кинопроизводство
Работа над сценарием начинается с нахождения очень тонкого баланса между нововведениям, которые необходимо сделать, на взгляд сценариста или продюсера, для успешного фильма, но при этом сохранив верность исходному материалу.
Сценарист находит свой интерес внутри материала. Это может быть определенная тема, событие или персонаж. Например, “О, где же ты, брат?” – фильм братьев Коэн 2000 года, номинированный за лучший адаптированный сценарий. В титрах есть строка указывающая, что сценарий был основан на “Одиссее” Гомера. Если бы строки в титрах не было, об этом бы никто не знал, ведь сам фильм – о побеге из тюрьмы.
Сценарий напрямую зависит от запросов рынка и зрителя, интересов издателя, автора и целой мириады агентств и компаний. При прямой адаптации произведения на большой экран не всегда есть возможность обратиться к автору за советом. Особенно если автор жил тысячелетия назад.
Также стоит учитывать хронометраж. Книги могут позволить с ебе пуститься в настоящий вояж через страницы, детально описывая события, персонажей и целые миры. Конечный сценарий может упаковать все это в одну строку – и это уже на совести режиссера как оно будет исполнено!
А мы с приятелем решили написать сценарий с нуля, без оглядки на его книгу, чтоб не быть связанными развитием уже написанной истории. А в помощь выбрали книжку про то как надо писать сценарий, она как записная: только необходимые советы.
А у вас есть любимые киноадаптации? Или же они все повально хуже книг?