"Поверхностью морей отражена,
Богатая Венеция почила,
Сырой туман дымился, и луна
Высокие твердыни осребрила.
Чуть виден бег далекого ветрила,
Студеная вечерняя волна
Едва шумит вод веслами гондолы
И повторяет звуки баркаролы." - Михаил Лермонтов (1830)
Венеция - один из самых известных городов мира прежде всего из-за расположения на множестве островов в морской лагуне с кучей каналов, которые буквально заменяют улицы. Пётр I пытался что-то подобное сделать в Петербурге, но многие водные артерии были засыпаны (Введенский канал, Лиговский канал, Таракановка, линии Васильевского острова). И всё равно разница существенная: если дома Петербурга стоят на берегах рек и каналов, будучи отделёнными от воды набережной, дома Венеции стоят натурально в морской воде. Есть также забавные претенденты на "венецианскость" типа Вышнего Волочка (Тверщина, РФ) и Вылкове (Одещина, Украина).
Другие места Европейского союза в этом блоге:
Мюнхен. Часть 1 (город), Мюнхен. Часть 2 (Пинакотека), Мюнхен. Часть 3 (Нимфенбург), Эльблонг, Нарва, Аландские острова, Хельсинки, Савонлинна, Керимяки, Стокгольм, Таллин, Рига, Милан, Венеция, Барселона, Фигерас, Эмпуриабрава, Жирона, Сан-Фелиу-де-Гишольс
1. Начнём как обычно с истории, а она у Венеции дуже нетривиальна.
В Античности в этой местности жило племя венетов, давшее название и городу, однако само поселение появилось уже после заката Римской империи - приблизительно в VI-VII веках. Каким-то непостижимым образом в сплошь феодальной тогда Европе в Венеции, напротив, сложилась республика с выборной должностью дожа (от латинского dux - "лидер") и Большим советом (парламентом). Эта общественная система существовала в 697-1797 годах, парламент же был введён в 1172 году.
С материком город соединяется 3-километровым мостом Свободы (Ponte della Liberta) с автомобильной и железной дорогами, вид с него на город:
2. Венеция была исключительно успешным торговым городом по подобию самодостаточных древнегреческих полисов с колониями (Падуя, Верона, Брешия, восточное побережье Адриатики). Достаточно сказать, что Уильям Шекспир написал пьесу "Венецианский купец", великий путешественник Марко Поло тоже отсюда, а торговали местные дельцы по всему Средиземноморью и Черноморью; были обширные связи с Османской империей и, соответственно, с Ближним Востоком. Впрочем, у Венеции был солидный конкурент - могущественная купеческая Генуэзская республика, владевшая колониями в Крыму (Кафа/Феодосия, Чембало/Балаклава etc, для тогдашних итальянцев это крайний север), также захваченная наполеоновской Францией в 1797 году.
Вид на площу перед вокзалом Санта-Лючия, Гранд-канал и застройку с церковью святого Симеона (1718-1738, Джованни Скальфаротто):
3. С наступлением эпохи великих географических открытий Венеция начала терять значение - появились новые порты, новые рынки и новые торговые пути. С 1797 по 1866 год город и окрестности находился в составе Австро-Венгрии, имея статус порто-франко, то есть свободного порта. Наконец, в 1866-м в ходе Рисорджименто Венеция вошла в состав объединённого Итальянского королевства.
Тут же у вокзала начинается Гранд-канал, главная улица главный поток города с нехилым трафиком. Он, изгибаясь в виде буквы "S", проходит через весь город, тут сосредоточены лучшие здания. Ширина канала составляет порядка 30-70 метров:
4. Слева палаццо Корреджо (первая половина XVIII века), в середине с красными окнами - палаццо Дона (XIII век), справа - палаццо Ка-Песаро (1898-1902):
5. Венеция - один из самых туристических городов мира, причём круглый год, и, на мою думку, в её историческом центре довольно сложно жить из-за толп благостных иностранцев. Город сам по себе - бесконечный аттракцион, начинающийся с прогулки на гондоле по бирюзовым каналам, к чему приобщился и я. Кроме того, здесь ежегодно проходит Венецианский карнавал, известный с 1162 года, и престижный Венецианский кинофестиваль (с 1932 года), старейший в мире.
Ещё три характерных здания на Гранд-канале, на ближнем плане - палаццо Морозини Брандолин (XV век):
6. Как я говорил, тут действительно много каналов и проток, вот, например, рио делла Беккарие (rio della Beccarie, можно перевести как "речка Мясниковка") и одноимённый мост через неё:
7. Слева - Ка-Сагредо (XIV век), справа - Ка-Фоскари (1453), в обоих размещаются фешенебельные отели:
8. На пересечении протоки Сан-Джованни и Гранд-канала находиццатся палаццо Боллани Эриццо (XIII век, слева с краю), купол на заднем плане принадлежит церкви Святых Апостолов (облик XVIII века):
9. Один из открыточных венецианских видов - площадь Кампо Эрберия в одном уровне с поверхностью воды и городской муниципалитет:
10. Главный же символ города, известный, кажется, всем - белокаменный мост Риальто. Это один из всего лишь четырёх мостов через Гранд-канал и самый древний из них: инженер Антонио да Понте (вот уж подходящая фамилия для конструктора-мостовика - ponte по-итальянски означает как раз мост) соорудил его в 1588-1591 годах:
11. Функционально это не просто мост, а торговая галерея - в арочных проёмах размещаются лавки:
12. На опорах моста красивые барельефы:
13. Трохи о транспорте. Венеция - город без автомобилей (где бы они тут ездили). И пусть это вызвано естественными причинами, всё равно максимально по кайфу!
За основной транспорт тут - всякие катера и лодки на ручном ходу, гондолы. Последние - это длинные (11 метров) и узкие (1,4 метра) лодки, изготавливаемые из ели и покрытые чёрным лаком. Устроиться гондольером не так просто: нужно пройти экзамен и получить лицензию, как правило, она передаётся по наследству. Забавно, что есть строго фиксированное количество - то ли 400, то ли 425, то ли 433.
14. Если честно, для меня вообще загадка, как 500 лет назад строили такие здания в таких сложных условиях. Это и сейчас выглядит очень непростой задачей.
15. Симпатичный мост Ка-Фоскари через одноимённую протоку. Оба они названы так по палаццо Ка-Фоскари (его кусочек в кадре слева), в нём сейчас размещается университет.
16. Элегантный палаццо Стерн (XV век):
17. Деревянный Академический мост (ponte dell’Accademia) был возведён в 1933 году как временный, но так и стоит до сих пор. Впрочем, арочный мост из дерева пролётом 48 метров в условиях повышенной влажности - более чем серьёзное сооружение. Это уже почти самый конец Гранд-канала.
Далее отправимся в Испанию!
#венеция #архитектура #палаццо #история #италия #путешествие
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание