В ходе третьей Пунической войны, продолжавшейся с конца 149 до весны 146 года до новой эры, Карфаген был захвачен римлянами и стерт с лица земли. Современные историки утверждают, что в данном противостоянии с Римом у карфагенян не было никаких шансов на победу. Я полагаю, что единственный шанс у пунийцев был, но они им по абсолютно не понятной причине не воспользовались. Первый штурм Карфагена был отбит с большими потерями для римлян, и они приступили к планомерной осаде прекрасно укрепленного города. Безуспешная осада длилась на протяжении двух лет, пока командование римским экспедиционным корпусом не было поручено консулу Сципиону Эмилиану. Именно в это время гавань Карфагена была перекрыта построенной легионерами каменной дамбой, но горожане скрытно прокопали новый судоходный канал и неожиданно для римлян вывели свои корабли в море. Но вместо того, чтобы напасть на римский флот, карфагеняне как бы в насмешку продемонстрировали противнику свою готовность к морскому сражению и снова вернулись в гавань. Моммзен полагает, что этим пробным плаванием пунийцы хотели похвалиться перед римлянами и осмеять их надежду на то, что конец войны близится к завершению. Я полагаю, что карфагеняне своим выходом из гавани хотели убедиться в судоходности вырытого канала, а также испытать на воде плавучесть и жизнеспособность своих втайне от римлян построенных кораблей. Если бы карфагеняне вместо демонстрации силы и вывода для боевого парада своих 70 малогабаритных и 50 трехпалубных кораблей, немедленно напали на совершенно не подготовленный к бою римский флот, то могли полностью захватить или уничтожить его. Но карфагеняне напали на римские корабли только через три дня, когда противник был в боевой готовности, и в итоге морское сражение закончилось вничью. После этого Сципион перекрыл и этот канал, окружил Карфаген внешней стеной, что обеспечило полную блокаду города и отрезало его от поставок продовольствия. В результате в Карфагене возник голод, от которого погибло большинство горожан, а весной 146 года до новой эры римляне смогли прорваться через оборонительные укрепления города. А теперь рассмотрим возможные варианты развития событий осады Карфагена, если бы пунийцы в ходе внезапной морской вылазки смогли полностью лишить римлян боевого и транспортного флота.
Гарнизон Карфагена насчитывал 30 000 воинов и огромное количество небоеспособных жителей. При полном господстве на море карфагеняне смогли бы беспрепятственно вывезти лишнее количество едоков в многочисленные окрестные финикийские колонии, расположенные на африканском побережье. Так же как в ходе безуспешной осады Тира Александром Македонским карфагеняне пользуясь отсутствием у противника флота, вывезли из своей метрополии большое количество детей и женщин. Лишь после того как царь Македонии смог собрать из финикийских, родосских и кипрских кораблей эскадру в количестве 225 судов, Тир был полностью блокирован с моря и лишен поддержки извне.
Карфагеняне также могли бы наладить беспрепятственные поставки продовольствия в город и подготовить его к длительной осаде. Пользуясь преимуществом на море, пунийцы могли бы контролировать ситуацию с поставками римлянам подкреплений и возвращать под свой контроль перешедшие на сторону врага окрестные города. Именно превосходство флота у римлян и его боевые качества предопределили выигрыш ими во второй Пунической войне. В Карфагене не хватало воинов, и горожане были вынуждены освободить всех боеспособных рабов для зачисления в ряды защитников города. При отсутствии римского флота карфагеняне могли бы навербовать большое количество наемников в Ливии, Иберии и на Пелопоннесе. Напомню, что в битве при Заме Ганнибал противопоставил римлянам большое количество наемных отрядов, из которых выделялся 4-х тысячный отряд воинственных кельтиберов. Вспомним, как безуспешно в 86 году до новой эры легионеры Суллы штурмовали стены афинского порта Пирея при отсутствии поддержки на море, что позволяло царю Митридату в неограниченном количестве посылать Архелаю отряды понтийских войск и запасы продовольствия. С такой же проблемой столкнулись исключительно сухопутные силы вандалов Гейзериха в ходе 14-месячной осады Гиппона Регия на территории Африки, когда отряды имперских войск и снабжение беспрепятственно поставлялись морем на помощь осажденному городу.
Оставшаяся под стенами Карфагена армия римлян Эмилиана Сципиона, лишенная подвоза снабжения и подкреплений, могла быть уничтожена методом ведения партизанской войны, что впоследствии наглядно показали мобильные отряды Такфарината и Югурты. Главная проблема для экспедиционной 84-тысячной армии Сципиона Эмилиана в Африке заключалась в ее самой многочисленности. Длительное стояние под стенами осажденного города обуславливало трудности с непрерывной доставкой огромного количества провианта, отсутствия возможности его длительного хранения и вероятности вспышки эпидемии в условиях непривычного для умеренных италиков жаркого климата. В начале осады в римском стане уже возникла эпидемия лихорадки по причине выделявшихся вредных испарений стоячей воды, и консулу Цензорину пришлось перенести лагерь к морскому побережью. Противостоять армии римлян Сципиона Эмилиана в открытом бою не представлялось возможным по причине низкого качества карфагенских воинов и отсутствии талантливого полководца, каким был спартанец Ксантипп, разгромивший римскую армию под стенами Карфагена в битве при Тунете в 255 году до новой эры. Но при условии уничтожения римского флота время было на стороне карфагенян и им оставалось только набраться терпения, не испытывая прежнюю нужду в провизии.
Необходимо учитывать сложившуюся благоприятную для пунийцев политическую ситуацию в Средиземноморье на момент осады Карфагена. Умер их главный противник на территории Африки 90-летний Масинисса, и в Нумидии развернулась острая борьба за раздел сфер влияния между тремя его сыновьями, которых можно было привлечь на свою сторону. Сам мудрый Масинисса разгадал намерение римлян подчинить себе Карфаген и отказал бывшему союзнику в военной помощи в борьбе с Карфагеном. Пунийцам дипломатическими посольствами необходимо было убедить в этом же и его сыновей, обещая каждому из них или в отдельности свою поддержку в борьбе за желанный царский трон в Нумидии. После смерти Масиниссы Сципион опередил дипломатические посольства карфагенян и договорился с сыном царя Гулуссой о присоединении к римской армии нумидийской конницы, поскольку в римских войсках ощущался недостаток в кавалерии, насчитывавшей всего 4000 человек. Одновременно Сципион убедил карфагенского военачальника Фамею перейти на сторону врага со значительной частью своей конницы в 2200 человек. Переходу всего отряда на сторону римлян помешал карфагенский полководец Ганнон Левк.
На данный период времени пунийцы успешно тревожили лагерь римлян и их фуражиров нападениями своих отрядов, находившимися за пределами Карфагена. На информационных форумах дискуссии на тему третьей Пунической войны необоснованно сводятся к обсуждению одной осады Карфагена римлянами. Между тем, активные боевые действия разворачивались и за пределами стен осажденного города. Помимо территории самого Карфагена, владения карфагенян насчитывали 800 поселений, располагавших значительным мобилизационным воинским ресурсом. К этому следует добавить ливийские племена, враждовавшие с Масиниссой. Перед началом войны войско карфагенян под руководством бездарного полководца Газдрубала было уничтожено полунагими нумидийцами Масиниссы. При этом Газдрубал не смог с пользой для себя задействовать 6000 конных нумидийцев, перешедших на его сторону по причине недовольства правлением Масиниссы. Таким образом, Карфаген имел возможность не ограничиваться обороной города и выставить в поле многочисленную армию. 20-тысячное войско пунийцев заняло удобную позицию на подступах к городу в крепости Неферис, что значительно осложняло римлянам осаду города. После захвата укрепленного лагеря у Нефериса, число убитых карфагенян составило 70 000 человек, и 10 000 было пленено римлянами. Число погибших летописцами явно преувеличено, но, тем не менее, свидетельствует о наличии больших воинских контингентов пунийцев вне Карфагена. За стенами города также успешно действовал конный отряд Гамилькона Фамеи, который совершенно парализовал действия римских фуражиров и команд, занимавшихся поставками древесины и продовольствия. В схватке с Цензорином всадники Фамеи перебили 500 легионеров. Не следует забывать о том, что многие пунийские города сохранили верность Карфагену и оказывали римлянам ожесточенное сопротивление. Так, консул Луций Гостилий Манцин все лето провел в безуспешной осаде городов Клупеи и Гиппона Диаритта. Спустя два года после начала осады Карфагена исход войны оставался нерешенным. На сторону Карфагена перешел один из военачальников Гулуссы Витий с отрядом в 800 всадников. Братья Гулуссы, цари Миципса и Мастанабал заняли выжидательную позицию. В римской армии упала дисциплина и боеспособность по причине комплектовавшего ее римского крестьянства. Только с приходом к командованию Эмилиона Сципиона главной целью в войне вновь стал Карфаген.
К сожалению, в третьей Пунической войне у Карфагена не нашлось своего Ганнибала, блестящего стратега и дипломата. Учитывая напряженные отношения Рима с племенами и государствами в Иберии, Галлии, Греции, Македонии, Малой Азии и Египте, существовала отличная возможность создать мощный антиримский блок и переключить внимание римлян от первоочередной задачи разрушить Карфаген на решение других возникших неотложных проблем. В данный момент времени обострился военный конфликт между Римом и Ахейским союзом, и несколько римских армий были отправлены на территорию Греции. Столкнувшись с сопротивлением враждебных сил мощной антиримской коалиции, Сенат был бы вынужден пересмотреть свою агрессивную политику в Средиземноморье. Естественно, что римляне построили бы новый флот, но на это потребовался не один год, учитывая ограниченность финансовых ресурсов Рима на тот период времени.
Нельзя сказать, что карфагеняне не предпринимали попыток заручиться поддержкой враждебных Риму государств и племен. В начале третьей Пунической войны в Македонии были разбиты римские легионы во главе с претором Публием Ювентием Талной и карфагеняне отправили свое посольство к лже-Филиппу, в лице самозванца Андриска, объявившего себя выжившим сыном царя Персея. Спустя два года в Македонии появился еще один сын Персея – Александр, также собравший значительные воинские контингенты мятежников. Только в 147 году до новой эры римской армии Квинта Цецилия Метелла удалось подавить восстание в Македонии и Греции. Пунийцы пытались завязать дружеские отношения с царями Нумидии и Мавретании. Но внутренние раздоры среди самих карфагенян и отсутствие единоначалия свело дипломатические попытки поиска союзников к отсутствию положительного результата. Начальник карфагенского гарнизона, сын дочери Масиниссы и племянник Гулуссы был предвзято обвинен в изменнических отношениях с дядей и убит в стенах пунийского Сената. Новоявленный комендант Карфагена Газдрубал за справедливые порицания в свой адрес ввел репрессии против сограждан. Нестабильность политической ситуации внутри карфагенского правительства в значительной мере повлияла на катастрофический исход всей войны.
То, что не удалось осуществить карфагенянам с кораблями Сципиона Эмилиана, блестяще исполнил вождь вандалов Гейзерих, который дважды внезапным ударом при помощи горящих брандеров уничтожил флот римлян Майориана в гавани Нового Карфагена в 460 году и Василиска под стенами самого Карфагена в 468 году. Тем самым Гейзерих обезопасил себя от неминуемого вторжения римлян в Африку и принудил их к отказу от намерения вернуть Карфаген и африканские провинции под свой контроль. Напомню, что в гавани Нового Карфагена вандалами были уничтожены приготовления римлян трех лет, а подготовка к морской экспедиции Василиска в финансовом плане полностью опустошила казну Восточной римской империи. И именно исключительное владычество Карфагена на море при Гейзерихе позволило вандалам осуществить стремительный захват и разграбление Рима в 455 году.