Фантастический вояж группы Дидье Маруани за железный занавес. Да на нем же креста нет! Как фирма «Мелодия» превратила Дидье Маруани в безбожника.
Эта пластинка, хотя и опоздала в Советский Союз на целых 6 лет, произвела фурор в мировоззрении простого советского человека. Вместе с биениями модных ритмов в нашу жизни вошло такое понятие, как «космическая музыка». Узнаваемые мелодии сразу покорили слух и сердца рядовых граждан СССР, все-таки пластинки были доступны в обычных магазинах, а проигрыватели были у многих дома.
Все доступное музыкальное творчество зарубежных исполнителей проходило жесткий отбор цензуры по самым разным параметрам. К французам высокое советское начальство в 60-70-х относилось более чем лояльно. Все-таки союзники по антигитлеровской коалиции, к тому же в 60-х вышли из НАТО, почти наши! Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Мирей Матье, Джо Дассен были хорошо знакомы нашему слушателю и по концертам, и ТВ-программе и пластинкам.
Поэтому сверхмодный и популярный проект электронной музыки «Space» получил высокое одобрение и разрешение на концерты и на издание пластинки. Одна из немногих групп, не вступавших в идеологические противоречия с политикой КПСС. А что такого – слов ведь нет, инструментал, и выступают максимально одетыми, в скафандрах!
Группу «Space» создал в 1977 году Дидье Маруани, к тому времени уже сложившийся композитор с опытом работы с французскими музыкантами разной величины. Они играли мелодичную электронную музыку с уклоном в диско и с упором на сценичность. Дебютная пластинка группы «Magic Fly» (полностью инструментальная) разошлась в Европе огромным тиражом (10 миллионов экземпляров) и принесла Маруани личную благодарность от французского министерства торговли.
Без волшебной музыки электронного космо-диско «Space» невозможно вспомнить конец 70-х-начало 80-х в Советском Союзе. У каждого была своя запоминающаяся встреча с этой удивительной музыкой.
Маленький Принц синтезаторов на гастролях в СССР с лазерной дискотекой
«Спэйс» тогда звучал из каждого окна, телевизора и приемника. Космические мотивы были очень популярны и востребованы, композиции группы звучали пиратским образом в заставках разных телепередач. А здесь космо-диско, танцевальная модная музыка, на дискотеках играют. А по телевизору трындят о визите в СССР самого Дидье Маруани со своим «Спейсом» и невероятных концертах в нескольких городах.
«Я использую много синтезаторов, но мелодия — это для меня главное.
…Как только у меня готова мелодия, я начинаю работать над звуками, структурой и аранжировкой. Мелодия — это алмаз, и ты начинаешь заниматься его огранкой, придавать ту или иную форму, искать самую лучшую упаковку, в которую ты положишь этот алмаз». (Д.Маруани).
Несмотря на вполне англоязычное название — Space — это исконно французская группа, играющая в стиле электронный рок. Это стало наиболее очевидным во времена туров «Париж-Франция-Транзит», когда, наряду с синтезаторами, доминировала и электрогитара. Но из-за преобладания синтезаторов ее стиль можно также отнести и к synthpop. Некоторые могут также вспомнить, что группа являлась одним из пионеров электронной музыки, да и сейчас работает. Хотя и не с тем размахом, что раньше.
Стоит ли говорить о том, насколько популярно было творчество французского композитора в Советском Союзе. Дошло до того, что летом 1983 года (во времена сурового генсека Андропова!) Маруани удалось проникнуть за «железный занавес» и дать 21 грандиозный концерт на стадионах Москвы, Ленинграда и Киева. Устроить лазерное шоу было непросто.
«Да, ваше руководство считало, что лазеры — это скорее из области военной техники, а не эстрады. Нас побаивались, особенно нашего непривычного лазерного оснащения. И, чтобы добиться разрешения на гастроли в Советском Союзе, мы придумали такую штуку. Взяли и пригласили сотрудников советского посольства во Франции в самую большую и очень известную парижскую дискотеку. Советские сотрудники ничего ужасного в моей музыке не увидели и не услышали, все были очень довольны». (Д.Маруани).
На советских афишах огромными буквами было напечатано: «группа Space», хотя группы на тот момент не существовало, а коллектив Маруани назвался тогда «Paris-France-Transit» («PFT»). Но название «Space» оказалось живучее, чем «PFT», и прижилось в памяти слушателей лучше.
«Париж-Франция-Транзит» — это диско с космической тематикой. «Space» — это космическая музыка с диско-мотивами. До 1990 года его группа выступала под названием «Didier Marouani & Space», пока Дидье не получил по суду права на название «Space», таким образом, воссоздав группу.
И это были не просто выступления, а полноценные стадионные лазерные шоу, явление совершенно новое и в течение многих лет в нашей стране никем не превзойденное.
«Я полагаю, мы были одной из первых групп, отправившихся в большое турне по СССР, мы первыми привезли лазеры. Мы были очень популярны уже в 1978-1979 году, тогда советское радио и телевидение транслировали инструментальные композиции «Space» в эфире. Музыка «Space» не была рок-н-роллом, и политики того времени сочли, что это достаточно безопасно для визита в СССР. Шестьсот тысяч человек раскупили билеты [на шоу Space] за три дня и три ночи. Концерты были насыщены эмоциями. А для всех нас (музыкантов и техников) это было настоящее приключение. Вот тогда и началась история любви между Принцем Синтезаторов (так назвала меня пресса) и русской публикой. Она не ослабела до сего дня: на мои концерты приходят уже дети тех, кто слушал мою музыку в начале 1980-х». (Д.Маруани).
Потом в память о СССР, колыбели космических полетов, к 50-летию первого полёта в космос, Дидье Маруани в 2011 г. создаст композицию «Гагарин. Ура!» («Gagarine Hourra») с русским текстом Любови Воропаевой. Можно по разному оценивать этот номер, но в любом случае этот француз знает, кто первым освоил космос.
«Я бы сам хотел полететь в космос и в авиасалоне Ле Бурже как-то раз поделился своим проектом с советскими космонавтами Анатолием Березовым и Валентином Лебедевым. Они мне рассказали, что брали в космос мою музыку и слушали ее на орбите. Это меня очень тронуло». (Д.Маруани).
Концертные площадки были переполнены, цена на билеты у спекулянтов доходила до ста рублей. Это были немалые деньги, потому что советские граждане в среднем зарабатывали около ста пятидесяти рублей в месяц.
В поддержку гастрольного тура «Мелодия» издала лицензионный лонгплей. Основа пластинки -- дебютный альбом Space 6-летней давности «Magic Fly» (Vogue, 1977). Последняя песня в пластинке ВФГ заменена на мелодию с альбома «Just Blue» 1978 г.
Ох уж этот «Спэйс» -- креста на них нету! Как студия «Мелодия» Дидье Маруани в безбожника превратила.
Пластинку «Волшебный Полет» я тогда увидел в чужих руках, купить себе я смог ее только спустя 5 лет. Тогда ее было просто не достать. С рук у барыг ее цена доходила до 25 рублей на нашем «пятаке» (воскресная толкучка меломанов в ДК «Октябрьский»). Некоторые называли пластинку «Волшебной Мухой» по аналогии с известным ужастиком.
Дизайн конверта делали художники «Мелодии». Когда фирма «Мелодия» выпускала альбомы из капиталистических стран, в дело вступали суровые редакторы. Было немыслимо издать пластинку в соответствии с авторским замыслом, точно повторяя оригинал. Обязательно изымались или менялись песни, переделывалась обложка... Как бы чего не вышло!
Сохранять оригинальную обложку тоже не стали. Какие-то расплывчатые фигуры в скафандрах... Ну их! Вместо этого на конверт поместили фотографию самого Дидье Маруани. Получилось даже лучше. Но все относительно.
Но недосмотрели! На конвертах первого тиража, выпущенного Московским Опытным Заводом Грамзаписи (МОЗГ), на шее артиста обнаружился блестящий крестик. О, ужас! По указанию ЦК готовый тираж был изъят из продажи, конверты ушли под нож. На новом варианте обложки крестик заретушировали, а пластинки были заново расфасованы по конвертам — и вновь поступили в магазины. Где их сметали с прилавков счастливые слушатели.
Несколько десятков копий «с крестом» всё-таки избежали уничтожения и попали в руки коллекционеров. Сегодня они считаются ценными раритетами.
Вот как в одном из интервью описала эту ситуацию начальник отдела кадров фирмы «Мелодия» Ольга Маркина:
«Показывали уже готовую пластинку. Как только тираж вышел, его утверждали. Если что-то не понравилось — все под нож. Кто-то из ЦК входил в состав нашего худсовета. Помимо ЦК надо было в Минкультуры отправлять, но с министерством у нас было полное взаимопонимание. Они тоже входили в состав худсовета и тиражной комиссии.
Была такая французская группа «Space», мы по лицензии выпустили ее пластинку. Отправили контрольный экземпляр в ЦК. Они посмотрели конверт, обнаружили на груди у солиста Дидье Маруани непонятный крест и сказали: «Изъять немедленно!» А тираж был уже готов. Поменяли всю полиграфию и расфасовали по новой. Сухорадо (гендиректор «Мелодии» -- ред.) был вне себя от злости. Он на каком-то спичечном коробке отыскал похожий крест и радостно побежал в ЦК с этим коробком. Но его там быстро приструнили: «Что вам велят, то и делайте. И не надо никакой отсебятины». (О.Маркина).
Кстати, на «варианте с крестом» были еще перепутаны местами первая и вторая сторона альбома. Так что можно сказать – настоящий клад для нынешних собирателей редких винилов. Говорят, что иногда он встречается на интернет-площадках.
Автором на пластинке всех композиций указан некий никому не известный Экама. Это был творческий псевдоним Дидье Маруани, когда он выступал с группой в костюмах-скафандрах. Когда он снял шлем, то все увидели, что клавишник-космонавт – красавчик-брюнет Дидье Маруани, известный до этого публике по ранним работам.
В группе Дидье Маруани поначалу приходилось держать под секретом свою личность. Дело в том, что до «Space» у него был подписан контракт с лейблом «Polydor», срок которого на тот момент времени еще не истек.
Не все знают, что Дидье к тому времени уже обладал некоторой известностью как сольный исполнитель и композитор. Для всех он остается главным идеологом группы, а раннее его творчество прячется за завесой времени. В итоге название «Space» и имя Дидье стали едва ли не синонимами. На концертах они играли группой, а в студии Дидье работал один, записывая практически все партии инструментов самостоятельно.
Помимо основного лонгплея в СССР было издано еще 2 миньона легенды космического диско с дебютного альбома «Magic Fly» 1977 г. Насколько эти пиратские выпуски соблюдали лицензии правообладателей трудно судить. Может на «Мелодии» «справедливо» посчитали, что раз целую лицензию на диск из 7 мелодий купили, то и дробление купленных песен на мелкие выпуски тоже законны. Цена полного комплекта качества MINT – лонгплей + два миньона, выпущенные на одном заводе, сейчас у коллекционеров может доходить до 1500-3000 рублей.
О самой пластинке уже написано-переписано сотни статей, и моя не первая и не последняя. Это дань памяти нашей юности, первым осознанным ощущениям всего огромного мира, что ждал нас. Давайте послушаем и вспомним лучшие дни из старых ветхозаветных советских времен.
Сторона 1.
1. «Пристегните Ремни» («Fasten Seat Belt») (Ecama) – 5:59.
Название композиции отсылает нас к табличке в салоне самолета, когда он начинает выходить на взлет. При первых тактах знакомой мелодии мы сразу ощущаем себя внутри фантастического звездолета, набирающего высоту. Перегрузки скоро накроют нас, но впереди ждет манящее и таинственное путешествие в бескрайний космос.
Пластинка захватывает с первых секунд — своим таинственным, завораживающим вступлением, щемящей тоской по чему-то бесконечно далекому, безудержным напором, реактивной тягой и лирическими, ностальгическими признаниями... К сожалению, ни в какой другой пластинке музыкантам группы «Space», ни вместе, ни порознь, не удалось повторить этот опыт. А потому, «Волшебный Полет» остается непобитым рекордом не только среди альбомов этой группы, но и среди тех альбомов, что написали подражатели и последователи.
На концерте в Москве в 1983 г.
2. «Баллада» («Ballad For Space Lovers») (Ecama) – 2:17.
Редакторы «Мелодии» скромно обрезали полное название «Баллада Для Космических Любовников (Влюбленных)», хотя чего там такого… Все равно слов нет!
Гениальная мелодия, одновременно простая, но в тоже время цепляющая, царапающая душу своей фирменной космической болью. Опознается сразу в любой аранжировке, но остающаяся любимой в собственном исполнении Дидье Маруани.
Дидье Маруани 1991 г.
Соль на РЕН ТВ
Didier Marouani ft. Evgeny Khmara
3. «Танго В Космосе» («Tango In Space») (Ecama) – 4:28.
Композиции «Space» были энергичными, прямолинейными, близкими к формату поп-музыки того времени (недаром их окрестили «космическим диско»). Они были более понятными для рядовых слушателей, не избалованных медитациями Жана-Мишеля Жарра и другой более сложной музыкой.
4. «Наваждение» («Flying Nightmare») (Ecama) – 2:32.
Вот так просто «Летящий Кошмар» стал легким «Наваждением». Само английское слово «nightmare» -- кошмар (дословный перевод этого слова -- ночная кобыла) произошло из веры в то, что кобылица увозит человеческую душу во время сна. По-норвежски слово кошмар звучит как «Mareritt» – едущий на кобылице. Mare – это женский дух из нижнего мира, который приходит ночью и сидит у спящего человека.
По мнению исследователей, мары — это персонажи низшей европейской мифологии, духи или демоны, воплощения ночных кошмаров, душащие спящих по ночам. Они присутствовали в верованиях разных народов, поэтому и встречается название этих существ во многих европейских языках. В западноевропейском средневековье мифы о них трансформировались в повествования об инкубах и суккубах.
Напряженная ритмичная музыка держит слушателя в бодром состоянии, не позволяя расслабления и потери внимания. Это как испытание для опытного космолетчика, проводящего свой корабль сквозь черную дыру или пояс астероидов.
Сторона 2.
5. «Magic Fly» («Волшебный Полет») (Ecama) – 4:20.
«Меня вдохновил сам космос, в 70-е это была очень захватывающая тема. А началось все с того, что меня попросили написать музыку для телевизионной передачи об астрологии. Ради этого случая я купил синтезатор, привез его домой и через пять минут сочинил «Magic Fly»! Показал трек звукозаписывающей компании, которая издавала меня как певца». (Д.Маруани).
Центральная композиция альбома, с которой начался весь «Space» -- пьеса «Волшебный Полет», она вполне честно заслужила и популярность, и бессмертие, став стилистическим ориентиром для желающих продолжить космическое дело музыкально-космических пионеров.
Но если быть справедливым и выбросить из внимания последнюю звуковую дорожку пластинки (ту самую «порно-песню»), то все остальные пьесы в этом альбоме сильнее и интереснее всеми любимого, но мелодически пустоватого «Волшебного Полета». Ее сильно заездили регулярные ротации и постоянное использование по поводу и без на ТВ.
В 1978 году эта мелодия стала заглавной композицией в фильме «Змея в тени орла» с Джеки Чаном.
На выступлении в Москве 1983 г. Обратите внимание на действия милиции и реакцию зрителей.
Советским зрителям она запомнилась сопровождением телесюжетов о космосе (например, посадка первого советского космического «челнока» «Буран» в 1988 году).
Немецкий видеоклип с летающими этажерками и танцующими девицами, изображающими зарю авиации. Бипланы, мечта о космосе, обнаженные ягодицы и декольте. Ну что сказать, немцы...
А в 2004 году подростковый проект «S. CLUB 8» перезаписал хит «Space» под названием «New Direction Magic Fly», добавив туда вокал.
Space Brothers ft. Free-Man
Nalin I.N.C. feat. Space
Ну и куда без котят -- это же интернет, детка!
FDD Noise поющие флоппи-дисководы
6. «Вежливое Похищение» («Velvet Rape») (Ecama) – 4:28.
Редакторам «Мелодии» неприличным показалось и название композиции «Velvet Rape» («Бархатное Изнасилование»), поэтому на конверте его пропечатали, как «Вежливое Похищение».
Живое выступление в Москве 1983 г.
7. «Синева» («Just Blue») (Didier Moruani) – 4:31.
Также финальная композиция «Carry On, Turn Me On», была удалена из-за откровенного по тем временам текста и фривольного исполнения с придыханиями и всхлипами. Ее заменили на песню «Just Blue» («Синева», «Просто Синий») из одноименного альбома 1978 г., что по мнению многих слушателей, пошло советской пластинке только на пользу. Композиция встала в общий музыкальный ряд «Волшебного Полета», как влитая и по духу и по стилю.
На концерте в России 1991 г.
8. «Carry On, Turn Me On» (Ecama) – 7:10.
Песня «Carry On, Turn Me On» была безжалостно выброшена из советской версии альбома «Волшебный Полет» и заменена на «Синеву» — главный хит уже с третьего альбома группы. Достаточно было и весьма сомнительного названия «Продолжай, Заводи (Переверни) Меня», чтобы бить тревогу. А весь текст песни, состоящий из одних Touch me, Feel me, Love me, Take me, разбил бы партийного функционера на месте параличом.
Вот такая идеологическая замена была предпринята, дабы патриотически настроенный труженик ни в коем случае не услышал эротические придыхания и вокализы эпизодической спэйсовской певицы Маделин Белл (Madeline Bell), афроамериканской соул-певицы, эмигрировавшей в Британию и работавшей на подпевках у Элтона Джона.
Благодаря участию всего в одной этой композиции имя певицы было вписано в эпохальную историю «Magic Fly» и оттеняет своим чернокожим участием в бледнолицем французском проекте. Стандарты BLM были уже тогда соблюдены.
Некоторые комментаторы и авторы на сайте уверяют, что в том злополучном тираже эротическая финалочка все-таки была на самой пластинке, но не была подписана. Проверить сей факт могут только счастливые обладатели такого диска. Слабо верится, это уже из области виниломанских легенд.
И анекдот в финале.
Дидье Маруани пропал. Концерты срываются, деньги тают. Музыканты обзванивают морги и больницы. Наконец нашелся в психолечебнице. Главврач, с горечью сообщает, что у него мания величия. Приезжают музыканты с кульком яблок и апельсинов: "Дидье, приходи в себя. У нас концерт на Елисейских полях, открытие центра Помпиду, корпоративы от Тоталь и Рено. Огромные деньги". Дидье отвечает -- "Кыш, мелочь. Я Лещенко..."
Окончание. Послесловие.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.