Найти в Дзене

Первые километры по Каналу имени Москвы: шлюз №2. Московская область, часть 16

Начав в предыдущей статье плавание по Каналу имени Москвы, и преодолев первые полтора десятка километров на пути к столице, мы подошли к шлюзу №2. При этом во всех трёх своих круизах по каналу я в районе деревни Карманово ни разу не обратил внимания на Сестринский дюкер – сооружение на пересечении канала и реки, по которому река «переправляется» под каналом с его правого на левый берег. Река Сестра разделяет на левом берегу канала Дубну и Талдомский городской округ, на правом – Конаковский район Тверской области и Дмитровский городской округ Московской области.

На снимке – вид на нижнюю голову шлюза с нижнего бьефа.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Шлюз №2 (архитектор В.М.Лисицын) строился с 1932 по 1936 год около села Темпы (Талдомский городской округ Московской области). Первое судно прошло через шлюз 1 мая 1937 года. Шлюз однокамерный, однониточный. Габариты камеры шлюза: длина 290 метро, ширина 30 метров, глубина 5 метров. Перепад между верхним и нижним бьефом – 6 метров.

Перед входом в подходный канал шлюза привычная картина – рыбаки на берегу, и дождь не помеха.

Фото 09.06.2012.
Фото 09.06.2012.

У правого берега вместо сплошной причальной стенки сооружены бетонные тумбы, на которых установлены чугунные швартовые палы.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Между двумя такими тумбами видна лестница на берегу и «пришвартованная» лодка.

Фото 09.06.2012.
Фото 09.06.2012.

Вид на нижний бьеф от нижней головы шлюза в сторону уже далёкой Волги. Справа – сплошная причальная стенка.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Слева от камеры шлюза находится здание насосной станции №182 «Темпы». Таких станций на канале всего пять, это они обеспечивают перекачку волжской воды в Москву. Сплошная стенка отделяет подход к шлюзу от акватории насосной станции. Эта стенка тоже оборудована швартовыми палами, только на стене размещена строгая надпись: «Не швартоваться!»

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Перед входом в камеру: нижняя голова шлюза с двустворчатыми воротами, вдали – верхние ворота со скульптурами на башнях.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Правобережная башня нижней головы шлюза.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

На башнях верхней головы установлены скульптурные композиции, созданные скульпторами Ю.П.Поммером и А.А.Стемпковским. На снимке – левобережная башня.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

А это башня на правом берегу канала.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Состояние «правобережной» композиции, таким оно было в 2009 году…

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

В 2009 году мы шлюзовались большой группой, наш теплоход уже в камере шлюза, на подходе ещё два судна.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Следом за нами шлюзовался двухпалубный «Белинский», после 2012 (?) года стал называться «Шлиссельбург», сейчас не эксплуатируется. Построен теплоход в августе 1955 года по проекту 646 в городе Варнемюнде, ГДР.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Следующий член нашей группы – «Мамин-Сибиряк», родной «брат» «Белинского». За ним идёт ещё один участник шлюзования - моторная яхта. «Мамин-Сибиряк» построен тоже в Германии в декабре 1957 года, был последним, пятнадцатым, судном проекта 646. Последний год работы – 2013 год.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

После того, как вся компания пришвартовалась у стенок шлюза, начинается заполнение камеры водой. Перед нами – верхние сегментные ворота.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Бурлит вода, постепенно наполняя камеру и поднимая суда до уровня верхнего бьефа.

Фото 10.06.2009.
Фото 10.06.2009.

Подъём завершён, вид на нижние ворота и нижний бьеф.

Фото 09.06.2012.
Фото 09.06.2012.

Взгляд в противоположную сторону – на верхние ворота и верхний бьеф.

Фото 09.06.2012.
Фото 09.06.2012.

За бортом теплохода на пришлюзовой территории – радующая глаз зелень.

Фото 09.06.2012.
Фото 09.06.2012.

Покинув шлюз №2, продолжим путешествие по Каналу имени Москвы в следующей статье.

Подпишитесь на мой канал – и Вы можете стать участником виртуального круиза из Самары вверх по Волге. При этом можно отклониться от основного маршрута: зайти по Каме в Елабугу и пройти по Оке из Нижнего Новгорода до Москвы. Потом вернуться на волжские просторы и продолжить волжский круиз.

Выбрать интересный Вам регион для речного круиза можете выбрать в статье, которую я назвал бы оглавлением моего канала:

О моих речных маршрутах. Мои круизы, часть 2

Пишите комментарии – мне важно Ваше мнение и, конечно же, ставьте лайки!

#каналименимосквы #шлюз№2 #речныекруизы #московскаяобласть #путеводитель