Безусловно, Югра, где и находится Сургут - край довольно суровый. Длинная зима с длинными ночами, болота, полчища комаров; суровые нефтегазовые производства и, конечно же, суровые поезда, в которых работают, как выяснилось, суровые проводницы с кассиршами.
Но для начала - пара очевидных фактов! К примеру, такой: локомотивы бывают старые и новые, распространённые и редкие, интересные и неинтересные... Хотя, интересные или нет - для кого? Для нас - для железнодорожных фанатов и ценителей истории техники! Это как рыбалка: знаешь, что определённая рыба водится только в определённом водоёме, и ищешь силы и средства, чтобы туда попасть. Живёшь в Москве, а рыба - в глухом лесу Карелии? Почему бы и нет? Долгий и весёлый путь с друзьями, природа, азарт, возможно, шашлычок, и вот результат: хвастаешься в социальных сетях фотографией, на которой обнимаешь заветного здоровенного Язя.
В мире локомотивов тоже есть свои Язи, а вместо рыбаков - железнодорожные фотографы. В 2016 году такими локомотивами были 2ТЭ116 ранних номеров, хотя и сейчас эти динозавры иногда попадаются на просторах нашей необъятной. Одно из мест их обитания - железнодорожная ветка Тюмень - Новый Уренгой, которая обслуживает нефтегазовые предприятия и города Югры и Ямала, а также возит пассажиров. Началась эта история в Сургуте:
Далее мы посетили конечную точку ветки - Новый Уренгой с тепловозами ТЭ3, а следующий день провели в глухой тундре, где, в том числе, встретили и те самые 2ТЭ116 раннего выпуска, целых три штуки:
А этот день, 3 мая 2016-го, был для нашей экспедиции завершающим и мы решили, слишком не напрягаясь, отъехать недалеко от Сургута и сделать фотографии на двухпутном тепловозном перегоне Пыть-Ях - Усть-Юган. Пыть-Ях - это небольшой городок на примерно 40 тысяч жителей в 60 километрах от Сургута, а Усть-Юган - посёлок менее чем на тысячу. А добирались мы туда на пригородном поезде, представленным тепловозом ТЭП70 и тремя сидячими вагонами. Уже в половине девятого мы вышли на платформе Пучип, получившей своё название от текущего неподалёку ручья Пучипыгий, и почти сразу поймали пассажирский поезд на Сургут, ведомый "морковным" тепловозом ТЭП70.
А вот и старый 2ТЭ116, всего через 10 минут после пассажирского! Весь такой зелёный, с прожектором в жёлтой окантовке, с оранжевыми молдингами под лобовыми стёклами и с тем самым "трубчатым" метельником - то, что доктор прописал! На передней секции остались жёлтые полосы, меж которых некогда красовалась надпись ТЧ-7, обозначающая депо приписки - Войновку. Интересно, почему от практики писать номер депо на локомотивах отказались?
Впрочем, долго философствовать о надписях на локомотиве не пришлось: всего через 6 минут по встречному пути из Сургута пронёсся состав из цистерн с красавцем 2ТЭ116У, покрашенным в заводскую сине-голубую ливрею Луганского тепловозного завода. Остаётся лишь пожалеть, что солнце светило поезду "в спину", иначе его цвета на фотографии смотрелись бы сочнее.
Это что за железнодорожный рог изобилия?! Опять грузовой поезд на Сургут - всего через 6 минут после старого 116-го! Да такому интервалу даже хвалёные московские центральные диаметры могут позавидовать! Правда, в этот раз тепловоз нас не порадовал от слова "совсем": 2ТЭ116У в корпоративных цветах РЖД. Не для того мы проехали через половину России, чтобы лицезреть то, что есть неподалёку от Москвы - в Ярославле, где тепловозами 2ТЭ116У можно просто-напросто подавиться.
А вот тепловоз ТЭП70У в заводской окраске - это уже другое дело! Такое существует только на ветке Тюмень - Новый Уренгой, и представляет для железнодорожного сообщества такую же ценность, как... Привёл бы пример из рыбалки, да не шибко в ней разбираюсь: если можете - помогите мне в комментариях... И это несмотря на то, что от столь близких к Москве ТЭП70БС локомотив едва отличим, если не брать в расчёт заводскую окраску. Кстати, более подробно и о ТЭП70БС, ТЭП70У и об отличиях между ними я рассказал в первой части повести: если вам интересно - жмите ссылку в начале статьи.
Следом за пассажирским были два подряд грузовых - и оба с красно-серыми 2ТЭ116У. Ничего интересного! Ведь о каком разнообразии можно говорить, если два подряд локомотива - неотличимы друг от друга? Как, впрочем, и их составы - цистерны со сжиженным газом, при этом цистерна, прицепленная сразу за локомотивом, чертовски грязная. Совпадение или закономерность?
Но тут началось самое интересное! Какой-то локомотивной бригаде мы не понравились, они сообщили о нас диспетчеру, и уже через 15 минут после последнего грузового поезда на технологической грунтовке за кустами остановился автомобиль, из которого вышли женщина и мужчина в штатском, показали нам удостоверения и отвезли в линейный пункт на станции Пыть-Ях, где мы дали письменные объяснения. Сотрудники полиции, как всегда, ссылались на некий "закон о транспортной безопасности", в котором, разумеется, ни слова не сказано о запрете на фотографирование поездов, но в целом - общались с нами вежливо и даже с пониманием. Когда стало ясно, что мы - не злоумышленники, они решили не поднимать из-за нас шум по всему отделению дороги и сказали руководству, что мы фотографировали природу, а не поезда - чтобы вопросов меньше было. И отпустили.
Были ли среди упущенных за те два часа локомотивов интересующие нас старые 2ТЭ116 - неизвестно, но всё равно, доехать до города на автомобиле было куда более удачной идеей, чем топать пешком. По дороге в суши-бар (да, в Пыть-Яхе есть суши-бар, а почему бы и нет?), чтобы пообедать, мы обратили внимание и на здание вокзала, построенное в 1988 году, представляющее собой набор здоровенных бетонных квадратных объёмов и зазубрин, а также с гербом города и красными буквами - Пыть-Ях. Но какой это стиль? Модернизм? Брутализм? Если разбираетесь, можете просвятить меня в комментариях.
Но разве могли наши приключения закончиться одним лишь общением с полицией? Конечно, могли! Но не тут-то было. Нам ведь ещё нужно было вернуться в Сургут, чтобы сесть в самолёт и улететь в Москву, а ехать до Сургута предстояло на пригородном поезде. За 15 минут до его мы пришли на вокзал, увидели многокилометровую очередь в кассу; поняв, что в очереди можем опоздать на поезд, плюнули, понадеявшись купить билеты в вагоне у разъездного кассира, как это делается в цивилизованной части России, и просто стали ждать пригород на скамейке.
Скоро появился пригород - ТЭП70 и три сидячих вагона, которые толпа сразу же начала ревностно штурмовать, но мы каким-то образом смогли запрыгнуть в числе первых, немедленно попав в лапы кассирши.
- Билеты!
- А нет билетов! Была очередь и мы могли опоздать на поезд. Пожалуйста, оформите билеты нам сейчас, пусть и с наценкой...
- Билеты на станциях с работающей кассой не оформляем!
Ну дела! И как нам добираться до Сургута, как успеть на самолёт? А тут уже и среди пассажиров скандал назревает, и видно, что они не на нашей стороне. Поезд с минуты на минуту должен был отправиться... Мы выскочили из вагона и наглейшим образом залезли... в тепловоз. Невежливо? Невежливо, а что делать?
А с другой стороны - вежливо ли было со стороны кассирши выгонять нас из вагона, зная, что других поездов не ожидается, и видя нашу готовность оплатить проезд?
У локомотивной бригады мы не спросили, можно ли зайти, а сказали: мы с вами поедем, ок? Мужики не стали нас выгонять и мы втроём в служебном тамбуре доехали до станции Усть-Юган, где нет кассы, и на которой пересели в вагон и добросовестно оплатили проезд без наценки и за меньшее расстояние. В итоге: касса пополнилась на почти втрое меньшую сумму, чем могла бы, мы прокатились в тепловозе, а про вредную кассиршу теперь узнают все мои читатели... Интересно, они и сейчас отказывают в продаже билетов пассажирам, садящимся на станциях с кассами?
В Сургут мы приехали на закате. Рядом с вокзалом нам попался интересный автобус 1998 года выпуска: на нём красуется эмблема "Мерседес", но построен он не в Германии, а в России на ныне закрытом Голицынском автобусном заводе, и называется ГОЛАЗ-АКА-5225. Прототипом ему послужили немецкие автобусы Мерседес 405-й серии, от которых наш ГОЛАЗ унаследовал разве что морду лица, а также некоторые узлы и агрегаты. Кузов у него свой собственный, двери - от ЛИАЗа-5256, а окна - не вклеенные, как на оригинальных "Мерседесах", а по старинке вставленные в кузов с помощью резинки. А ещё этот автобус рекий: выпустили их всего 169 штук, а к 2023 году сохранились только 75 из них.
Напоследок, уже перед отъездом в аэропорт, ещё одна местная достопримечательность - тепловоз ТЭ3-1072 на постапенте около вокзала, в память о первом тепловозе, пришедшим с поездом в Сургут.
Моя оценка железнодорожной линии Тюмень - Сургут - 5 недовольных машинистов из 10. Редкие локомотивы - это хорошо, но плохо, когда их заливает волна однообразных 2ТЭ116У, выкрашенных в корпоративные цвета российских железных дорог.
Ну а Свердловская ППК заслуживает двух зловредных противных кассирш из 10. Какая может быть проблема в том, чтобы продать билет, даже если на станции отправления есть касса - я совершенно не понимаю, и отсутствие такой возможности кажется мне каким-то дремучим средневековьем. Может быть, они ещё и рабочую документацию почтовым голубем отправляют? Надеюсь, что сейчас это недоразумение уже "починили".
С вами был Блог ЖД Фотографа. Понравилось - лайк, есть мысли - комментарий, хочется контента - подписка.
До скорого! Смотрите также:
Если вам интересна Югра, железная дорога и авиация, предлагаю прочитать статью моего единомышленника, в которой он посетил недействующий аэродром в Югорске и разъезд Мансийский: