Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Нет билета? Садись в тепловоз! И другие суровые обычаи сургутских железнородожников.

Безусловно, Югра, где и находится Сургут - край довольно суровый. Длинная зима с длинными ночами, болота, полчища комаров; суровые нефтегазовые производства и, конечно же, суровые поезда, в которых работают, как выяснилось, суровые проводницы с кассиршами.

Но для начала - пара очевидных фактов! К примеру, такой: локомотивы бывают старые и новые, распространённые и редкие, интересные и неинтересные... Хотя, интересные или нет - для кого? Для нас - для железнодорожных фанатов и ценителей истории техники! Это как рыбалка: знаешь, что определённая рыба водится только в определённом водоёме, и ищешь силы и средства, чтобы туда попасть. Живёшь в Москве, а рыба - в глухом лесу Карелии? Почему бы и нет? Долгий и весёлый путь с друзьями, природа, азарт, возможно, шашлычок, и вот результат: хвастаешься в социальных сетях фотографией, на которой обнимаешь заветного здоровенного Язя.

Живой тепловоз ТЭ3, например. Язь ещё тот: чтобы его поймать, нужно ехать аж в Новый Уренгой! Или ждать очередного парада ретролокомотивов в подмосковной Щербинке.
Живой тепловоз ТЭ3, например. Язь ещё тот: чтобы его поймать, нужно ехать аж в Новый Уренгой! Или ждать очередного парада ретролокомотивов в подмосковной Щербинке.

В мире локомотивов тоже есть свои Язи, а вместо рыбаков - железнодорожные фотографы. В 2016 году такими локомотивами были 2ТЭ116 ранних номеров, хотя и сейчас эти динозавры иногда попадаются на просторах нашей необъятной. Одно из мест их обитания - железнодорожная ветка Тюмень - Новый Уренгой, которая обслуживает нефтегазовые предприятия и города Югры и Ямала, а также возит пассажиров. Началась эта история в Сургуте:

Далее мы посетили конечную точку ветки - Новый Уренгой с тепловозами ТЭ3, а следующий день провели в глухой тундре, где, в том числе, встретили и те самые 2ТЭ116 раннего выпуска, целых три штуки:

А этот день, 3 мая 2016-го, был для нашей экспедиции завершающим и мы решили, слишком не напрягаясь, отъехать недалеко от Сургута и сделать фотографии на двухпутном тепловозном перегоне Пыть-Ях - Усть-Юган. Пыть-Ях - это небольшой городок на примерно 40 тысяч жителей в 60 километрах от Сургута, а Усть-Юган - посёлок менее чем на тысячу. А добирались мы туда на пригородном поезде, представленным тепловозом ТЭП70 и тремя сидячими вагонами. Уже в половине девятого мы вышли на платформе Пучип, получившей своё название от текущего неподалёку ручья Пучипыгий, и почти сразу поймали пассажирский поезд на Сургут, ведомый "морковным" тепловозом ТЭП70.

Морковка, которую не порежешь в салат
Морковка, которую не порежешь в салат

А вот и старый 2ТЭ116, всего через 10 минут после пассажирского! Весь такой зелёный, с прожектором в жёлтой окантовке, с оранжевыми молдингами под лобовыми стёклами и с тем самым "трубчатым" метельником - то, что доктор прописал! На передней секции остались жёлтые полосы, меж которых некогда красовалась надпись ТЧ-7, обозначающая депо приписки - Войновку. Интересно, почему от практики писать номер депо на локомотивах отказались?

-3

Впрочем, долго философствовать о надписях на локомотиве не пришлось: всего через 6 минут по встречному пути из Сургута пронёсся состав из цистерн с красавцем 2ТЭ116У, покрашенным в заводскую сине-голубую ливрею Луганского тепловозного завода. Остаётся лишь пожалеть, что солнце светило поезду "в спину", иначе его цвета на фотографии смотрелись бы сочнее.

Яркий пример фотографии с поездом "не по солнцу"
Яркий пример фотографии с поездом "не по солнцу"

Это что за железнодорожный рог изобилия?! Опять грузовой поезд на Сургут - всего через 6 минут после старого 116-го! Да такому интервалу даже хвалёные московские центральные диаметры могут позавидовать! Правда, в этот раз тепловоз нас не порадовал от слова "совсем": 2ТЭ116У в корпоративных цветах РЖД. Не для того мы проехали через половину России, чтобы лицезреть то, что есть неподалёку от Москвы - в Ярославле, где тепловозами 2ТЭ116У можно просто-напросто подавиться.

-5

А вот тепловоз ТЭП70У в заводской окраске - это уже другое дело! Такое существует только на ветке Тюмень - Новый Уренгой, и представляет для железнодорожного сообщества такую же ценность, как... Привёл бы пример из рыбалки, да не шибко в ней разбираюсь: если можете - помогите мне в комментариях... И это несмотря на то, что от столь близких к Москве ТЭП70БС локомотив едва отличим, если не брать в расчёт заводскую окраску. Кстати, более подробно и о ТЭП70БС, ТЭП70У и об отличиях между ними я рассказал в первой части повести: если вам интересно - жмите ссылку в начале статьи.

ТЭП70У в заводской окраске
ТЭП70У в заводской окраске

Следом за пассажирским были два подряд грузовых - и оба с красно-серыми 2ТЭ116У. Ничего интересного! Ведь о каком разнообразии можно говорить, если два подряд локомотива - неотличимы друг от друга? Как, впрочем, и их составы - цистерны со сжиженным газом, при этом цистерна, прицепленная сразу за локомотивом, чертовски грязная. Совпадение или закономерность?

Но тут началось самое интересное! Какой-то локомотивной бригаде мы не понравились, они сообщили о нас диспетчеру, и уже через 15 минут после последнего грузового поезда на технологической грунтовке за кустами остановился автомобиль, из которого вышли женщина и мужчина в штатском, показали нам удостоверения и отвезли в линейный пункт на станции Пыть-Ях, где мы дали письменные объяснения. Сотрудники полиции, как всегда, ссылались на некий "закон о транспортной безопасности", в котором, разумеется, ни слова не сказано о запрете на фотографирование поездов, но в целом - общались с нами вежливо и даже с пониманием. Когда стало ясно, что мы - не злоумышленники, они решили не поднимать из-за нас шум по всему отделению дороги и сказали руководству, что мы фотографировали природу, а не поезда - чтобы вопросов меньше было. И отпустили.

Вокзал станции Пыть-Ях, фото из яндекс картинок.
Вокзал станции Пыть-Ях, фото из яндекс картинок.

Были ли среди упущенных за те два часа локомотивов интересующие нас старые 2ТЭ116 - неизвестно, но всё равно, доехать до города на автомобиле было куда более удачной идеей, чем топать пешком. По дороге в суши-бар (да, в Пыть-Яхе есть суши-бар, а почему бы и нет?), чтобы пообедать, мы обратили внимание и на здание вокзала, построенное в 1988 году, представляющее собой набор здоровенных бетонных квадратных объёмов и зазубрин, а также с гербом города и красными буквами - Пыть-Ях. Но какой это стиль? Модернизм? Брутализм? Если разбираетесь, можете просвятить меня в комментариях.

Увы, архитектуру я тогда не фоткал, поэтому фото пришлось взять из чужого ЖЖ...
Увы, архитектуру я тогда не фоткал, поэтому фото пришлось взять из чужого ЖЖ...

Но разве могли наши приключения закончиться одним лишь общением с полицией? Конечно, могли! Но не тут-то было. Нам ведь ещё нужно было вернуться в Сургут, чтобы сесть в самолёт и улететь в Москву, а ехать до Сургута предстояло на пригородном поезде. За 15 минут до его мы пришли на вокзал, увидели многокилометровую очередь в кассу; поняв, что в очереди можем опоздать на поезд, плюнули, понадеявшись купить билеты в вагоне у разъездного кассира, как это делается в цивилизованной части России, и просто стали ждать пригород на скамейке.

Поезд на станции Пыть-Ях, (своей фотки и тут не оказалось) фото: https://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=172954&LNG=RU#picture
Поезд на станции Пыть-Ях, (своей фотки и тут не оказалось) фото: https://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=172954&LNG=RU#picture

Скоро появился пригород - ТЭП70 и три сидячих вагона, которые толпа сразу же начала ревностно штурмовать, но мы каким-то образом смогли запрыгнуть в числе первых, немедленно попав в лапы кассирши.

- Билеты!

- А нет билетов! Была очередь и мы могли опоздать на поезд. Пожалуйста, оформите билеты нам сейчас, пусть и с наценкой...

- Билеты на станциях с работающей кассой не оформляем!

В этой суете я и не подумал сфотографировать интерьер вагона. А был он вот таким (фото из яндекса)
В этой суете я и не подумал сфотографировать интерьер вагона. А был он вот таким (фото из яндекса)

Ну дела! И как нам добираться до Сургута, как успеть на самолёт? А тут уже и среди пассажиров скандал назревает, и видно, что они не на нашей стороне. Поезд с минуты на минуту должен был отправиться... Мы выскочили из вагона и наглейшим образом залезли... в тепловоз. Невежливо? Невежливо, а что делать?

А с другой стороны - вежливо ли было со стороны кассирши выгонять нас из вагона, зная, что других поездов не ожидается, и видя нашу готовность оплатить проезд?

У локомотивной бригады мы не спросили, можно ли зайти, а сказали: мы с вами поедем, ок? Мужики не стали нас выгонять и мы втроём в служебном тамбуре доехали до станции Усть-Юган, где нет кассы, и на которой пересели в вагон и добросовестно оплатили проезд без наценки и за меньшее расстояние. В итоге: касса пополнилась на почти втрое меньшую сумму, чем могла бы, мы прокатились в тепловозе, а про вредную кассиршу теперь узнают все мои читатели... Интересно, они и сейчас отказывают в продаже билетов пассажирам, садящимся на станциях с кассами?

В Сургут мы приехали на закате. Рядом с вокзалом нам попался интересный автобус 1998 года выпуска: на нём красуется эмблема "Мерседес", но построен он не в Германии, а в России на ныне закрытом Голицынском автобусном заводе, и называется ГОЛАЗ-АКА-5225. Прототипом ему послужили немецкие автобусы Мерседес 405-й серии, от которых наш ГОЛАЗ унаследовал разве что морду лица, а также некоторые узлы и агрегаты. Кузов у него свой собственный, двери - от ЛИАЗа-5256, а окна - не вклеенные, как на оригинальных "Мерседесах", а по старинке вставленные в кузов с помощью резинки. А ещё этот автобус рекий: выпустили их всего 169 штук, а к 2023 году сохранились только 75 из них.

Он такой же мерседес, как "вкусно и точка" - макдонадлс, как "добрый кола" - "кока кола" ну и далее по списку...
Он такой же мерседес, как "вкусно и точка" - макдонадлс, как "добрый кола" - "кока кола" ну и далее по списку...

Напоследок, уже перед отъездом в аэропорт, ещё одна местная достопримечательность - тепловоз ТЭ3-1072 на постапенте около вокзала, в память о первом тепловозе, пришедшим с поездом в Сургут.

-13

Моя оценка железнодорожной линии Тюмень - Сургут - 5 недовольных машинистов из 10. Редкие локомотивы - это хорошо, но плохо, когда их заливает волна однообразных 2ТЭ116У, выкрашенных в корпоративные цвета российских железных дорог.

Ну а Свердловская ППК заслуживает двух зловредных противных кассирш из 10. Какая может быть проблема в том, чтобы продать билет, даже если на станции отправления есть касса - я совершенно не понимаю, и отсутствие такой возможности кажется мне каким-то дремучим средневековьем. Может быть, они ещё и рабочую документацию почтовым голубем отправляют? Надеюсь, что сейчас это недоразумение уже "починили".

С вами был Блог ЖД Фотографа. Понравилось - лайк, есть мысли - комментарий, хочется контента - подписка.

До скорого! Смотрите также:

Если вам интересна Югра, железная дорога и авиация, предлагаю прочитать статью моего единомышленника, в которой он посетил недействующий аэродром в Югорске и разъезд Мансийский: