При СССР действующих военных (да и гражданских) аэродромов было в несколько раз больше, чем сейчас. Некоторые, как Ходынское поле или Красноярск-Северный, были застроены, некоторые сгинули вместе с посёлками, а возле некоторых по-прежнему живут люди, уже забывшие, что когда-то рядом с ними взлетали и садились самолёты и вертолёты.
Большинство относится к третьему типу — это и Толкай (Кинель-Черкассы) Самарской области, и Зябровка Гомельской, которую я посетил в 2017 году и о которой расскажу в будущем, и Югорск-2, он же Комсомольский — о нём расскажу сейчас. Этот аэродром стоял на западном краю Ханты-Мансийского АО, недалеко от перевала Дятлова, примерно посередине между Серовом и Ханты-Мансийском. Расположение указано звездой:
Там, неподалёку от «газограда» Югорска (ранее Комсомольский), стоял 763-й истребительный авиаполк, ранее дежуривший на Як-28П, а под закат — на МиГ-25 и МиГ-31.
Як-28 было много, и хоть некоторые модификации так и не были приняты на вооружение, самолёт оставил в истории Авиации немалый след. Я недаром написал «Авиация» с большой буквы — так пишет один из лётчиков с Як-28П, Геннадий Чергизов:
В Югорске-2 он не служил и, насколько я знаю, не бывал, однако его рассказы близко знакомят с характером этой необычной машины. Насколько она необычна — видно даже по фотографиям во второй части статьи.
Практически никакой мало-мальски крупный аэродром не существует без железной дороги, ибо подвоз топлива. Не был исключением и Югорск-2 — неподалёку от него находится разъезд Мансийский:
За «Нивой», напротив тепловоза, сереет бетон грузовой платформы. Путь, что к ней шёл, как видим, частично разобран и ржавеет, от стрелочного перевода осталась лишь сбрасывающая стрелка (перед «Нивой»). Судя по всему, подъездного пути к полку не было — на спутниковых снимках нет следов просеки и насыпи, а топливо КрАЗы забирали прямо с разъезда, скачивая его со стоящих у платформы цистерн.
Со съёмкой этой кипучей деятельности я уже опоздал, могу лишь поснимать советскую ЖД-технику, которая тоже скоро уйдёт. На фото выше — пассажирский тепловоз ТЭП70 уже российского выпуска (хоть и советского проекта), а вот тепловоз ТЭМ2, следующий с Мансийского на Алябьево (станция у посёлка Пионерский), в сторону Серова:
Километраж тут идёт от И́вделя — небольшой узловой станции, что совсем недалеко от перевала Дятлова.
Серия «ТЭМ» значит «тепловоз с электропередачей маневровый», то есть предназначенный для обработки составов на станциях. Мощности у него немного — всего 1200 л. с. против 4000 у ТЭП70, но, как видим, иногда он кроме маневровой работы занят и в лёгкой поездной. Об электропередаче ТЭМ2 рассказано здесь:
Ещё один ТЭП70 на Приобье:
В лесу полно грибов, червивых тоже:
А этими мы с Роман Сергеичем — он техник с Ми-8 — довольны:
Роман Сергеич обсуждает с моей супругой (тогда ещё будущей) какой-то серьёзный вопрос — видимо, педагог делится с молодым отцом профессиональными секретами:
За безопасность не беспокойтесь — у нас перед глазами был закрытый (горящий красным) входной светофор, так что нам в спину быстрее 20 км/ч ничто ехать не могло.
Сажусь за руль романовой «Нивы»:
И вот мы на... Язык не поворачивается назвать это аэродромом — плиты ВПП и рулёжек почти все вывезены, об авиации напоминают лишь никому особо не нужные пневматики колёс:
Какое-то подземное сооружение:
Я принял его за вентшахту ЗКП — заглублённого командного пункта, либо просто бомбоубежища, а читатель под именем Индикатор говорит, что это было зенитно-пулемётное гнездо. Это больше похоже на правду — у «бомбарей» павильоны ВШ обычно прямоугольные, они проще в постройке, а круглые, по форме ствола — обычно в метрополитене. Зато под размещение зенитки с расчётом диаметр очень даже подходит:
Отличные бетонные детали:
Это было укрытие, но, судя по его размерам, вряд ли для самолёта — скорее, для спецтехники:
Рядом с аэродромом стоит небольшой посёлок Югорск-2, являющийся микрорайоном Югорска. Там установлен Як-28П:
У этой машины нетипичное для «сверхзвука» оперение — стабилизатор не цельноповоротный, а с отдельным рулём высоты:
О необычной аэродинамике Як-28 вскользь писал полковник Валерий Григорьев в книге «Обречены на подвиг», но подробности этой темы ещё ждут своего художника.
Гребень под фюзеляжем напоминает шлейфовую антенну радиокомпаса:
Так это или нет — подскажут знающие машину, лично я «кривых» антенн такого типа не видел, но кто знает?
Из-за «хлипкого», опять-таки необычного, недостаточно жёсткого для сверхзвуковых машин крыла огромный элерон начинается сразу за мотогондолой, а маленькие закрылки, выпускаемые пневмоприводом, находятся только между фюзеляжем и мотогондолами:
Я сомневался в эффективности столь крохотных закрылков, но Геннадий всё разъяснил:
Сдвинуть элерон дальше, чтобы высвободить место под закрылок, было нельзя — уже на подходе к сверхзуковой скорости момент от элерона скручивал бы крыло так, что элерон бы терял эффективность.
Этот эффект называется реверсом элеронов, для борьбы с ним на Ту-22 использован переход с элеронов на закрылки, на Ту-154, Ту-160, Боинге 737, А320 и более современных машинах совместно с элеронами работают интерцепторы, а на Ту-22М и вовсе нет элеронов — их роль выполняют интерцепторы, а вся задняя кромка крыла отдана могучим закрылкам. Но во времена создания Як-28 сверхзвуковая техника ещё стояла в начале пути...
Об элеронах-интерцепторах — здесь:
Вернёмся к Як-28. Самая его яркая особенность — велосипедное шасси:
В Союзе такое было ещё на М-4/3М (три-эм), а у заклятых друзей — на Б-52.
Напротив Яка — памятник павшим при выполнении служебного долга:
Старший лейтенант Богданов Н. И.
Капитан Гранкин А. А.
Майор Емельянов И. В.
Капитан Загиров А. К.
Капитан Закиров В. Х.
Капитан Лиськин В. А.
Лейтенант Петров Б. П.
Капитан Плешков А. И.
Майор Синецкий Я. Я.
Капитан Шаманков О. П.
Лейтенант Шевцов И. Н.
Вот такой памятник напоминает жителям Югорска-2 о былой боевой славе, а в самом Югорске установлен МиГ-25 — его видно в шестой части «Зелёной полосы» начиная с 0:22, в правой части панорамы:
Ещё в Югорске есть памятники Ми-8 и Як-40, причём стоящие прямо на земле — даже ребёнок может потрогать машину руками. Трудяги-северяне относятся к памятникам с уважением. Об этих памятниках, как и о ярком самолёте Ту-22, я расскажу в будущем!
А на другом конце ХМАО, в Покачáх, стоит Як-28ПП:
P. S. Если вы заметили на фото с первым ТЭПом двухглазые выходные светофоры — то вы не ошиблись, на линии полуавтоматическая блокировка или просто ПАБ. О ней и рассказывает шестая «Зелёная полоса».