«Поминальная молитва» — первый спектакль, который я смотрел во взрослом возрасте, потому отношусь к этой пьесе по-особенному. Но Григорий Израилевич Оффштейн (Горин) использовал произведения Шолом Алейхема, который уже использовали на Бродвее в виде мюзикла, а потом в 1971 году сняли фильм в Югославии* «Скрипач на крыше».
Что же в фильме хорошего и плохого?
У Горина всё же комедия. Народ в зале грустить начинает только в конце, и то, когда Тевье говорит Богу, зал взрывается от смеха. В «Скрипаче на крыше» уже после погрома на свадьбе всё уходит в минор. И тема погромов в Российской империи** затмевает всё, даже «слэшер» дочерей молочника.
В «Скрипаче на крыше» напрочь отсутствует смерть жены Тевье и рождение внучки. А ведь у Горина это одна из мощнейших сцен. Но это мюзикл...
А в целом фильм хороший, поют и танцуют хорошо. Получается несколько с материалом про Россию как всегда не угадали. На территории современной Киевской области парни в косоворотках танцуют с евреями под руку и про украинцев ничего нет. 1904-1905 годы***. «Ше не вмерла Украина» и «Червона калина» ещё не сильно распространены. Да и вообще там Россия, даже не Малороссия. А жениха Хавы зовут Федька... Не Фёдор или Федя, а Федька. Старорусское имя.
Но опять же смотреть это в России тяжело. Слишком смещены акценты. После такого отношения к евреям их вообще на территории бывшей Российской империи оказаться не должно было... А Тевье с женой и тремя дочерьми уезжает в Чикаго...
* Ну, было принято центральную Россию снимать в Югославии. Северную — в Финляндии.
** Как всегда, они были только в тёмной России...
*** У Горина 1907 год.