Найти тему

"Никто не уйдет живым": ацтеки против миграции

Оглавление

Так бывает, что трактовка фильма оказывается гораздо интереснее, чем сам фильм. "Никто не уйдет живым" \ No One Gets Out Alive (2021) - английское кино как раз из этой категории.

Кино это снято по роману 2014 года британского писателя Адама Невилла. Однако авторы основательно перелопатили оригинальный сюжет, перенеся действие из Англии в США, и сделав главной героиней нелегальную мигрантку из Мексики.

Впрочем, этим они оказали сами себе медвежью услугу - хоррор постоянно мечется в сторону социального кино, и лишь в конце, ближе к развязке зритель получает небольшую порцию полноценных ужасов.

-2

Но пойдем по порядку: Сюжет.

Главную героиню зовут Эмбер (или в некоторых переводах - Амбар), и она - незаконная мигрантка.
У Эмбер в Мексике умерла мать, и девушка в поисках лучшей доли едет за американской мечтой - естественно, в США. Однако здесь она вынуждена работать за гроши на швейной фабрике с такими же нелегалами, терпеть унижения от босса и экономить каждую копейку. В общем, центральная героиня несет в одном лице беды всех нелегальных мигрантов в Штатах - и, если хотите, их собирательный образ.
Через некоторое время Эмбер переезжает в ветхий пансионат, которым заправляет странный тип - и зрителю
почти сразу дают понять, что, поселившись в этом доме, девушка угодила в ловушку.

Пансионат Амбер. Напоминает дом из "Оно", не правда ли?
Пансионат Амбер. Напоминает дом из "Оно", не правда ли?

Не буду долго пересказывать вялотекущие эмигрантские беды нашей мексиканской красавицы. Скажу лишь, что ее кинули на деньги и вообще кинули почти везде, где только можно.

Однако из-за того, что авторы уделили много внимания социальным проблемам нелегальной мигрантки, хоррор очень серьезно провисает практически на всём протяжении фильма. Режиссер и сценаристы постарались переплести социальные ужасы с мистическими - однако сильно перестарались в социальном плане. В итоге зритель теряет почти все прелести хоррора, и проблемы Эмбер с документами оказываются чуть ли не ужаснее, чем её проживание в действительно ужасном доме.
Короче, режиссер старался-старался, но перестарался. Он упустил момент саспенса и долго не мог его вернуть :)

-4

Впрочем, на последнем этапе, почти перед титрами, авторы вдруг вспомнили, что снимают фильм ужасов, и выдали таки несколько сцен приличного хоррора.

Внимание! Дальше будет немножко спойлеров! Без стука (просмотра фильма) прошу не входить!

-5

Как я сказал вначале, "Никто не уйдет живым" - фильм, расшифровка финала которого гораздо интереснее, чем примерно 60 минут вялотекущего экранного времени до этого.

Итак, хозяева пансионата - два брата, которые держат в подвале каменный ящик, скрывающий в себе кошмарное существо. Они приносят монстру жертвоприношения - по сути, всех обитательниц мотеля (незаконных мигранток). Эту практику начал когда-то их отец, который привез загадочный ящик с раскопок из Южной Америки. Впрочем, и отца, и мать в итоге братья тоже в итоге принесли в жертву.

Когда братья напали на Эмбер, они мажут ей лицо загадочным синеватым порошком. Тут я должен пояснить: это отсылка к практике ацтеков, которые красили своих жертв синей краской перед тем, как принести их в жертву.

-6

Далее: когда Эмбер лежит на жертвенном камне, из ящика выходит человекообразный монстр с когтями вместо пальцев и с крыльями бабочки за спиной. В фильме об этом не говорят, но это - отсылка к Ицпапалотль («Обсидиановая бабочка») - это богиня судьбы у ацтеков. Девушке на жертвенном камне снится сон, в котором к ней приходит умирающая мать и пытается ее успокоить. Видимо, таким образом монстр напускает на своих жертв морок - чтобы они не сопротивлялись - и откусывает им голову "причинным местом".

Обезглавливание - обычная практика при жертвоприношениях ацтеков.

Кроме того, это откусывание головы жертвы причинным местом - символ "обратного рождения", или перерождения жертв - тем более, что вокруг монстра полным-полно бабочек, и более того - в фильме некоторые высушенные бабочки с настенного стенда оживают.

Бабочка - символ перерождения души во многих древних культурах, так что ничего неожиданного в этом нет.

Однако в подвале Эмбер не поддается мороку - и по-своему разбирается с матерью из сна. Учитывая проблемы и видения других девушек из проклятого дома, я бы трактовал этот сон на жертвенном столе, как чувство вины, которое ломает волю человека. Эмбер с этим чувством справилась - что в итоге позволило ей выйти из кошмарного подвала живой.

И кстати - после каждого жертвоприношения до этого Ицпапалотль исцеляла главного брата-маньяка. Именно поэтому он в один из моментов смотрит на свои незаживающие порезы на руках (Эмбер в этот момент выходит из подвала живой) и говорит: "Что-то пошло не так".

-7

Дальше - еще интереснее. Борясь с братьями-домовладельцами, Эмбер берет в руки другой ацтекский экспонат - древний меч, утыканный обсидиановыми лезвиями.

Это - очередная отсылка к богине Ицпапалотль, которая на древних рисунках ацтеков была вооружена точно таким же мечом. Судя по всему, это был как раз ее меч.

Эмбер режет куском обсидиана шею одного из братьев - и это опять отсылка к жертвоприношениям ацтеков, которые убивали свои жертвы обсидиановыми ножами.

В самом конце фильма у Эмбер вдруг, за секунду, заживает сломанная нога. Это знак того, что кошмарное божество из подвала приняло ее за свою новую "жрицу" - и излечило ее, как лечило до этого одного из братьев.

Кроме того, судя по реакции Эмбер на дневной свет с улицы, что-то мешает ей выйти из дома (как было до этого с одним из братьев-домовладельцев), и видимо - теперь она станет новой хозяйкой кошмарного мотеля.

-8

Пожалуй, это всё, что я могу сказать о трактовках английского фильма "Никто не уйдет живым". В целом, как я уже сказал, авторы обещали нам хоррор, однако в итоге запутались в жанрах и показали нам в большей степени вялую социальную драму.

Переходя на более широкий круг восприятия, могу предположить, что в этом фильме авторы пытались передать судьбы мигрантов, которые идут "на заклание" сытому извращенному обществу - и лишь очень немногие из них обретают шанс найти в США новую жизнь и переродиться в порхающую бабочку.


🎁 Другие мои трактовки к фильмам ужасов:

"Лица Энн" (тайский инди-триллер 2022 : ужасы в Колесе Сансары)

"Заклятье: первое пробуждение" (испанский хоррор 2022 про крики из колодца)

Ваш, Телеграм-канал ОколоКино 🎈 https://t.me/CinemaCodes