Так бывает, что трактовка фильма оказывается гораздо интереснее, чем сам фильм. "Никто не уйдет живым" \ No One Gets Out Alive (2021) - английское кино как раз из этой категории.
Кино это снято по роману 2014 года британского писателя Адама Невилла. Однако авторы основательно перелопатили оригинальный сюжет, перенеся действие из Англии в США, и сделав главной героиней нелегальную мигрантку из Мексики.
Впрочем, этим они оказали сами себе медвежью услугу - хоррор постоянно мечется в сторону социального кино, и лишь в конце, ближе к развязке зритель получает небольшую порцию полноценных ужасов.
Но пойдем по порядку: Сюжет.
Главную героиню зовут Эмбер (или в некоторых переводах - Амбар), и она - незаконная мигрантка.
У Эмбер в Мексике умерла мать, и девушка в поисках лучшей доли едет за американской мечтой - естественно, в США. Однако здесь она вынуждена работать за гроши на швейной фабрике с такими же нелегалами, терпеть унижения от босса и экономить каждую копейку. В общем, центральная героиня несет в одном лице беды всех нелегальных мигрантов в Штатах - и, если хотите, их собирательный образ.
Через некоторое время Эмбер переезжает в ветхий пансионат, которым заправляет странный тип - и зрителю почти сразу дают понять, что, поселившись в этом доме, девушка угодила в ловушку.
Не буду долго пересказывать вялотекущие эмигрантские беды нашей мексиканской красавицы. Скажу лишь, что ее кинули на деньги и вообще кинули почти везде, где только можно.
Однако из-за того, что авторы уделили много внимания социальным проблемам нелегальной мигрантки, хоррор очень серьезно провисает практически на всём протяжении фильма. Режиссер и сценаристы постарались переплести социальные ужасы с мистическими - однако сильно перестарались в социальном плане. В итоге зритель теряет почти все прелести хоррора, и проблемы Эмбер с документами оказываются чуть ли не ужаснее, чем её проживание в действительно ужасном доме.
Короче, режиссер старался-старался, но перестарался. Он упустил момент саспенса и долго не мог его вернуть :)
Впрочем, на последнем этапе, почти перед титрами, авторы вдруг вспомнили, что снимают фильм ужасов, и выдали таки несколько сцен приличного хоррора.
Внимание! Дальше будет немножко спойлеров! Без стука (просмотра фильма) прошу не входить!
Как я сказал вначале, "Никто не уйдет живым" - фильм, расшифровка финала которого гораздо интереснее, чем примерно 60 минут вялотекущего экранного времени до этого.
Итак, хозяева пансионата - два брата, которые держат в подвале каменный ящик, скрывающий в себе кошмарное существо. Они приносят монстру жертвоприношения - по сути, всех обитательниц мотеля (незаконных мигранток). Эту практику начал когда-то их отец, который привез загадочный ящик с раскопок из Южной Америки. Впрочем, и отца, и мать в итоге братья тоже в итоге принесли в жертву.
Когда братья напали на Эмбер, они мажут ей лицо загадочным синеватым порошком. Тут я должен пояснить: это отсылка к практике ацтеков, которые красили своих жертв синей краской перед тем, как принести их в жертву.
Далее: когда Эмбер лежит на жертвенном камне, из ящика выходит человекообразный монстр с когтями вместо пальцев и с крыльями бабочки за спиной. В фильме об этом не говорят, но это - отсылка к Ицпапалотль («Обсидиановая бабочка») - это богиня судьбы у ацтеков. Девушке на жертвенном камне снится сон, в котором к ней приходит умирающая мать и пытается ее успокоить. Видимо, таким образом монстр напускает на своих жертв морок - чтобы они не сопротивлялись - и откусывает им голову "причинным местом".
Обезглавливание - обычная практика при жертвоприношениях ацтеков.
Кроме того, это откусывание головы жертвы причинным местом - символ "обратного рождения", или перерождения жертв - тем более, что вокруг монстра полным-полно бабочек, и более того - в фильме некоторые высушенные бабочки с настенного стенда оживают.
Бабочка - символ перерождения души во многих древних культурах, так что ничего неожиданного в этом нет.
Однако в подвале Эмбер не поддается мороку - и по-своему разбирается с матерью из сна. Учитывая проблемы и видения других девушек из проклятого дома, я бы трактовал этот сон на жертвенном столе, как чувство вины, которое ломает волю человека. Эмбер с этим чувством справилась - что в итоге позволило ей выйти из кошмарного подвала живой.
И кстати - после каждого жертвоприношения до этого Ицпапалотль исцеляла главного брата-маньяка. Именно поэтому он в один из моментов смотрит на свои незаживающие порезы на руках (Эмбер в этот момент выходит из подвала живой) и говорит: "Что-то пошло не так".
Дальше - еще интереснее. Борясь с братьями-домовладельцами, Эмбер берет в руки другой ацтекский экспонат - древний меч, утыканный обсидиановыми лезвиями.
Это - очередная отсылка к богине Ицпапалотль, которая на древних рисунках ацтеков была вооружена точно таким же мечом. Судя по всему, это был как раз ее меч.
Эмбер режет куском обсидиана шею одного из братьев - и это опять отсылка к жертвоприношениям ацтеков, которые убивали свои жертвы обсидиановыми ножами.
В самом конце фильма у Эмбер вдруг, за секунду, заживает сломанная нога. Это знак того, что кошмарное божество из подвала приняло ее за свою новую "жрицу" - и излечило ее, как лечило до этого одного из братьев.
Кроме того, судя по реакции Эмбер на дневной свет с улицы, что-то мешает ей выйти из дома (как было до этого с одним из братьев-домовладельцев), и видимо - теперь она станет новой хозяйкой кошмарного мотеля.
Пожалуй, это всё, что я могу сказать о трактовках английского фильма "Никто не уйдет живым". В целом, как я уже сказал, авторы обещали нам хоррор, однако в итоге запутались в жанрах и показали нам в большей степени вялую социальную драму.
Переходя на более широкий круг восприятия, могу предположить, что в этом фильме авторы пытались передать судьбы мигрантов, которые идут "на заклание" сытому извращенному обществу - и лишь очень немногие из них обретают шанс найти в США новую жизнь и переродиться в порхающую бабочку.
🎁 Другие мои трактовки к фильмам ужасов:
"Лица Энн" (тайский инди-триллер 2022 : ужасы в Колесе Сансары)
"Заклятье: первое пробуждение" (испанский хоррор 2022 про крики из колодца)
Ваш, Телеграм-канал ОколоКино 🎈 https://t.me/CinemaCodes